Любовь Величко
18:02 21/01/2014

ТОП-5 скандальных ситуаций, которые пережили украинцы за границей в 2013 году

Хорошо там, где нас нет, думают многие украинцы, собирая чемоданы в дальнее путешествия за границу. Впрочем, как показывает практика, те проблемные ситуации, с которыми сталкиваются наши соотечественники, находясь на чужой территории, в Украине с ними вряд ли бы произошли. ГолосUA сделал подборку самых громких и скандальных ситуаций, в которые попали украинцы за границей в 2013 году.
Ситуация №1: Захват судна ливийскими пиратами
Украинские моряки работают в самых отдаленных уголках земного шара, и иногда становятся жертвами террористических атак. Одно из самих громких таких нападений произошло в Ливии 18 июля, когда в порту Бенгази вооруженными гражданами Ливии было захвачено судно «Этель», которое прибыло под флагом Сент-Киттс и Невис. Экипаж судна состоял из 19 граждан Украины.
Захватчики судна заявляли, что они защищают интересы 25 ливийских бизнесменов, которых ограбил владелец «Etel» (речь идет о почти 600 автомобилях общей стоимостью около 9,5 млн долларов). В ряде СМИ также была обнародована информация, что судно должно было перевезти указанные автомобили из Иордании в Бенгази, однако, по заявлению бизнесменов, машины были выгружены в украинском порту и не доставлены до конечного пункта. Но по данным украинского МИД, экипаж судна «Etel» не имел никакого отношения к возникшей ситуации.
Через несколько дней после нападения оператор судна заявил в СМИ, что на его запросы с призывом вмешаться в ситуацию и потребовать от властей Ливии действенных мер по наведению порядка не отвечают никто из тех, кто обязан реагировать на такой случай – ни страна-флаг, ни «центры по борьбе с пиратством», ни международные морские организации.
Оператор судна обвинял власти Ливии в бездействии. В связи с данным инцидентом в Министерство иностранных дел Украины был вызван временный поверенный в делах Государства Ливия в Украине Альхади Асба. МИД Украины вручил ему ноту относительно захвата указанного судна с требованием безотлагательно его освободить.
После длительных переговоров с ливийской стороной вооруженные люди, которые удерживали моряков, покинули судно 31 августа. Между тем, полтора месяца пока моряки находились в плену, внутри судна жизнь шла своим чередом, моряки продолжали общаться со своими родственниками, у них была еда и вода.
Ситуация №2: Похищение журналистки
Украинская журналистка Анхар Кочнева позиционировала себя как активная сторонница правления Башара Асада, и из-за этого 9 октября 2012 года попала в плен в Сирии. Ее вместе с водителем в Сирии похитили боевики так называемой Свободной сирийской армии (ССА).
Сначала пленницу повезли в сельскую местность, журналистку часто перевозили с места на место. Периодически район, где она жила, обстреливался армией.
По словам Анхар, она понимала, что ее либо лишили бы жизни боевики, либо она бы умерла своей смертью: никаких лекарств для женщины, страдавшей от нагрузки на сердце, не давали. Кочнева понимала, что освободить ее было нельзя, и она понимает тех, кто говорил о невозможности проведения силовой операции.
Анхар рассказывает о том, как ее запугивали и раз двадцать обещали убить, однако первое время она даже не думала о том, чтобы спастись бегством. «Я была в сандалиях, потому что я ехала на море. Убежать было невозможно». Кроме того, журналистка боялась, что ее изобьют так же, как и ее водителя.
В результате дезинформации было потеряно около месяца: многие думали, что Анхар была в Дамаске. Интернет-страницей пленной журналистки все это время пользовался муж Анхар.
Журналистка рассказывает как в марте 2013 года ей удалось совершить побег: «Я прошла в метре от поста, который охранял нас. Прошагала не менее 10 километров на север, но дорога привела меня на юго-запад, где не было никаких поселений и постов. Я понимала, что выйти сразу нельзя, была идея перепрятаться и попытаться спрятаться у кого-нибудь дома». Однако все вышло гораздо благополучнее: Анхар вышла на тех, кто помог ей перебраться «к своим».
Удивительно, что после всего пережитого Кочнева хочет вернуться в Сирию, чтобы продолжить свою работу по освещению того, что происходит в ближневосточной стране.
Ситуация №3: Конфликт с российскими пограничниками в Азовском море
17 июля береговая охрана пограничной службы России, увидев судно, начала преследование на катере и столкнулась в Азовском море с украинским баркасом вблизи косы Должанской в Ейском районе.
Рыболовецкое судно перевернулось, в результате чего погибли четыре украинца, одного удалось спасти.
Инцидент вызвал большой резонанс в Украине, в частности в четверг временного поверенного в делах России в Украине Андрея Воробьева из-за данного ЧП вызвали в украинский МИД. Прокуратура Украины открыла уголовное производство в связи с гибелью граждан страны.
Спасенный украинец Федорович 19 июля был прооперирован в райбольнице Ейска (Краснодарский край, РФ). В России в отношении него расследуется уголовное дело. Ему была избрана мера пресечения – подписка о невыезде, а также предъявлены обвинения в незаконной добыче водных биологических ресурсов – рыбаку грозило до двух лет заключения.
Киев неоднократно настаивал на возвращении Федоровича в Украину и проведении всех следственных действий на своей территории.
5 ноября органы прокуратуры РФ удовлетворили запросы украинской стороны. Федоровича отпустили из-под подписки о невыезде. Уголовное производство было передано украинской стороне. Но Министерство внутренних дел Украины решило, что не будет вести уголовное производство по делу Александра Федоровича.
Сейчас следствие по этому делу ведется в Российской Федерации.
Ситуация №4: Измор туристов в аэропортах Египта и Турции
4 июня 150 украинских туристов трое суток не могли вылететь из египетской Хургады. По иронии судьбы, проблема задержки была не в массовых протестах в этой стране, а из-за непорядочности украинского туроператора, который не обеспечил для туристов запасной вариант как выехать из Египта в связи с поломкой самолета, на котором они должны были лететь.
Три дня пока украинцы находились в египетском аэропорту туристическая компания «Анекс-Тур» не выходила на контакт и не комментировала причины задержки. Не было комментариев и от авиакомпании «ЮТэйр-Украина», самолет которой не смог вылететь.
Аналогичная ситуация в тот же день сложилась с украинскими туристами в Турции, которые из-за поломки самолета авиакомпании «ЮТэйр-Украина» не смогли вовремя вылететь из аэропорта Даламана. При этом никто из представителей авиакомпании не вышел на связь с пассажирами.
Ситуация накалялась с каждым часом. У некоторых людей отпуск уже закончился, и им срочно надо вернуться на родину по работе. Кроме того, среди 150 украинцев были и маленькие дети.
Проблему удалось разрешить лишь после вмешательства посольства Украины в Египте. Когда об этом узнал МИД Украины, украинское посольство отправило в Хургаду специалистов, которые должны отремонтировать были самолет.
В свою очередь, пассажирам, находящимся в египетском и турецком аэропортах «Анекс-Тур» предоставила бесплатное проживание в отеле за счет авиаперевозчика на время задержки рейса.
Украинцы вернулись домой 7 июня.
Ситуация №5: Скандал из-за изображения украинской феминистки
В июле во Франции разгорелся скандал из-за почтовой марки с изображением Марианны, посвященной приходу на пост президента Франсуа Олланда.
Художники Оливье Сьяппа и Давид Кавена, работавшие над маркой, не скрывали, что образом, вдохновившим их на создание новой Марианны, стала украинка Инна Шевченко — создатель и лидер феминистского движения FEMEN.
Символ Французской Республики хотели сделать более современным, даже юным, чтобы отразить обещания президента-социалиста о помощи молодому поколению. Иностранные СМИ писали, что «образ Марианны на марках менялся со временем, однако, похоже, впервые его создателей вдохновила женщина, которая не является француженкой».
Автор нового дизайна, Оливье Сьяппа, объяснил выбор образа Марианны и ее связь с нашей украинской соотечественницей так: «Марианна — символ Франции — была революционеркой. Если посмотреть на картины кисти Делакруа, нарисованные пару веков назад, Марианна на них изображена с голой грудью. Она боролась за равенство и дружбу, то есть, главные ценности Франции. Эти принципы также являются ценностями лидеров Femen. В каком-то смысле, Марианна была первой активисткой Femen».
Заявление художников вызвало протесты в среде правых политиков, которые призвали бойкотировать «эту вызывающую марку», являющуюся «атакой на женское достоинство и суверенитет Франции».
В свою очередь лидер FEMEN Инна Шевченко, которая получила политическое убежище во Франции, не растерялась, и резко ответила на критику.
«Теперь все гомофобы, экстремисты и фашисты будут вынуждены лизать мою задницу, когда им надо будет отправлять письмо», — написала она.

Читайте также по теме