Покупки в Интернете – что может быть удобнее? В эпоху мирового кризиса они остаются островком экономии среди бушующего моря соблазнов. Но так ли все благополучно, как кажется на первый взгляд? ГолосUA опытным путем выяснил ТОП-5 уловок, которыми грешат Интернет-магазины.
Качество
Зачастую качество товара, который вам приносит курьер – сильно отличается от той картинки, которую вы видите на мониторе (картинка немецкая, а качество — китайское). Причем вопросы к менеджеру в стиле: «а это точно оригинальные наушники/фены/ножи?» эффекта не принесут – думайте сами, насколько оригинальным может быть набор из 6 ножей стоимостью 8-10 долларов. Зато красивая картинка позволяет «накрутить» цену.
Возврат и обмен
Зачастую вам придется выяснять отношения с менеджером, если товар вам не подошел – вас будут склонять к оплате обратной доставки курьерской службой или Новой почтой. Помните: в случае, если товар – некачественный, вы не обязаны этого делать.
Доставка
Требуйте у сотрудника доставки чек – на случай возврата/обмена. И не стесняйтесь отнять время, проверяя, функционирует ли ваш кухонный комбайн так, как следует – это часть его работы (сотрудника, а не комбайна). Если же товар не подойдет – позвоните в компанию и настаивайте на том, чтобы труд курьера по доставке товара назад на склад был оплачен компанией (вы ведь отказались – и не должны! платить), особенно, если товар – габаритный.
Чаевые
Что касается чаевых – они всегда остаются на ваше усмотрение. В большинстве случаев стоимость доставки – это и есть зарплата курьера. Работа службы курьерской доставки построена так, что отказываясь оплачивать доставку, в случае если товар не подошел, – вы подставляете непосредственно курьера (кроме вас его работу никто не оплатит). Кроме того, в некоторых компаниях, если товар очень габаритный – курьер за свой счет заказывает такси для его доставки и зарабатывает на заказе 0 гривен. Так что в этом случае чаевые будут совсем не лишними. Но не стоит также поощрять в детях (а зачастую курьерами работают студенты или школьники) алчность и склонность к наживе и отдавать последнее.
Менеджеры
Работа менеджера в Интернет-магазине – очень непростая, она исполнена нервного напряжения и укоров совести. Зачастую менеджер находится под контролем руководства и может получать инструкции, с которыми внутренне не согласен, но обязан их выполнять. Поэтому, в случае Интернет магазинов – так же как и на турецком рынке – не стоит особенно доверять продавцам — и они вас полюбят за это. «Думайте сами, решайте сами!», на то вы и мыслящее существо.
Мнение специалиста:
О том, какие юридические тонкости нужно знать, чтобы быть во всеоружии, ГолосUA рассказал финансовый аналитик «Простобанк Консалтинг» Иван Никитченко. Эксперт, в первую очередь, обратил внимание на новейшее законодательство в сфере Интернет-покупок.
— В конце 2015 года был принят закон об электронной торговле и электронной коммерции, который покупателей Интернет-магазинов уравнял в правах с покупателями в обыкновенных оффлайн-магазинах. Это значит, что если у человека есть чек, он имеет такое же полное право обменять товар, или, если товар некачественный – вернуть его в течение 14 дней, — объяснил Иван Никитченко.
Так, что, ловите тонкость от эксперта № 1: Чеки.
— Если не выдан чек – надо, в первую очередь, обращать внимание на то, работает ли Интернет-магазин с лицензией. Почитать отзывы о нем, сравнить цены. Если цены – намного ниже, это говорит о том, что – или магазин не платит налоги (то есть работает без чеков), или же качество товара – намного ниже, — пояснил эксперт. – Если магазин дорожит своей репутацией, то может потом поменять товар, если с ним окажется что-то не так. Но чаще всего подобные магазины работают по такой схеме: продали товар, а что с ним происходит дальше – уже не интересуются. То есть, вы рискуете получить или бракованный товар или товар, который будет отличаться от заявленного в описании.
Тонкость № 2: Интернет-переписка и электронные договора, которые оформляются через Интернет.
— С принятием нового закона, они получили юридическую силу, аналогичную обычным бумажным договорам, — отметил И. Никитченко.
Тонкость № 3: Система оплаты Webmoney, PayPal, VISA Mastercard – безопасны ли они?
— В PayPal есть функция гарантирования доставки товара. У WebMoney, насколько я знаю, такой функции нету, как и при остальных карточных расчетах (тоже такой функции нет). То есть – вы действуете на свой страх и риск. Если доверяете магазину, то можете внести предоплату. Плюс всю переписку с магазином, или же договоры оферты, которые были выставлены магазином – это все нужно сохранить, чтобы потом, в случае, если магазин захочет «кинуть», можно было бы с этими документами обратиться в суд. Поскольку электронная переписка приравнивается к обычной бумажной переписке, — напомнил финансовый аналитик.
Тонкость № 4: Мошенничество через банковские карты (речь идет о том, что часто сайты просят указать трехзначный код или даже PIN-код).
— Если это – мошеннический сайт, то да, в этом и смысл. Создаются специальные сайты, создаются, например, сайты-клоны известных брендов, чтобы человек оставлял там свои данные по карте. Это называется «социальная инженерия» – такой метод воровства с карт. Если сайт надежный, если это – известный сайт, используется протокол «https» в адресной строке – «http» и буква «s» в конце, которая подсвечивается зеленым. Это значит, что у сайта есть защищенный сертификат – и его клиенты действительно защищены, — подытожил эксперт.