В конце года традиционно принято подводить итоги. Мы не будет отступать от правил, тем более, что анализ политических событий, «окрасивших» 2011 год позволит предположить чего ждать украинцам в новом, «драконовском» году. Что и говорить, 2011 год не дал расслабиться, пожалуй, ни одному политику в стране, впрочем, как и всем украинцам.
Ярких событий общественно-политической жизни — явно больше десятка. Однако, чтобы отобрать самые важные, мы воспользовались несколькими проверенными критериями.Во-первых, насколько «топ-событие» 2011 способно повлиять на будущее Украины; во-вторых, уровень влиятельности участников "свершившегося"; в-третьих, международный резонанс: все-таки во внешней политике страны этот год был переломным. Итак:
Пенсионная реформа. С 1 октября вступила в силу одна из самых главных реформ страны – пенсионная. Ее идеологом был «назначен» вице-премьер Сергей Тигипко. Реформа долго «рождалась» в социальных муках и дискуссиях, но в конце концов перевесил не глас народа, а требования МВФ и европейские установки. В большинстве стран ЕС пенсионный возраст также был повышен: под давлением мирового финансового кризиса.
Пенсионные преобразования в Украине прежде всего, коснулись женщин — была увеличена планка пенсионного возраста, с 55 лет до 60. Также «повышен» пенсионный срок госслужащим-мужчинам — единоразово до 62 лет. Военным повышается выслуга с 20 до 25 лет.
Позитив реформы: теперь ни одному пенсионеру в Украине — ни Президенту, ни нардепу, ни обычному украинцу — не смогут назначить пенсию, которая бы превышала 10 прожиточных минимумов. С 1 октября это 7840 грн., а с 1 января — 8000 грн. Правда, те, кому уже назначены пенсии, могут быть спокойны: их это новшество не касается.
Негатив реформы: сохранены спецпенсии, по которым пенсия должна быть 80% от зарплаты для госслужащих, ученых, депутатов, помощников нардепов, судей, прокуроров, судебных экспертов, журналистов, таможенников, дипломатов, сотрудников Кабмина, Нацбанка, органов местного самоуправления. Поэтому говорить о том, что цель этой реформы учесть трудовой взнос каждого пенсионера в свою будущую пенсию — неправильно. Пока речь идет о сокращении пенсионных льгот, которые уже не может выдержать бюджет, и «выявлении» тех, кто не заработал даже минимальную пенсионную «пайку» — с той же целью. Пенсионная реформа стала первым шагом в череде непопулярных реформ, инициированных Кабмином. На подходе: реформа медицины и ЖКХ, однако как и что должно работать в этих сферах, чтобы украинцы почувствовали «покращення життя вже сьогодні», высокие чиновники администрации Президента и правительства не знают.
25 лет аварии на ЧАЭС. Четверть века назад Украина пережила беспрецедентную катастрофу — аварию на Чернобыльской атомной электростанции. Но вопрос безопасности станции не решен до сих пор: саркофагу через 5 лет грозит разрушение, а новый объект "Укрытие" до сих пор не построен. 25 лет Украина сама борется с последствиями трагедии: /> страны "большой семерки", которые требовали закрытия ЧАЭС и обещали денег на объект "Укрытие", пока так и не выполнили свои обещания.
В канун 25-й годовщины Чернобыльской катастрофы в Киеве состоялась грандиозная международная конференция, целью которой было, еще раз, привлечь внимание мировой общественности к проблемам безопасности атомных электростанций, а также попытаться привлечь средства, необходимые для реализации проекта "Укрытие". Учитывая то, что конференция прошла на фоне аварии на японской АЭС "Фукусима-1", ее результаты оказались весьма впечатляющими. По итогам конференции Президент Виктор Янукович сообщил, что всего на ней удалось собрать 550 миллионов евро (точнее, участники конференции — страны и организации — обязались эти деньги выделить. К конференции обнародовались данные, что для реализации проекта "Укрытие" не хватает около 740 миллионов евро.
Правда, мировая «демонстрация» последствий работы «мирного атома» была подпорчена недипломатическими высказываниями беларусского президента Лукашенко в адрес украинской власти, который отказался принять участие в мероприятиях, посвященных общей трагедии. Но еще более обидно то, что через несколько месяцев власть начала наступление на права чернобыльцев, максимально сократив льготы, положенные по закону ликвидаторам аварии.
Украинский терроризм. 2011-й как второй год правления Президента Януковича ознаменован усилением террористических тенденций, в основном — инспирированных. Украина внезапно оказалась в списке стран, где происходят теракты. Началось все с Макеевки. Рано утром 20 января здесь прогремели два взрыва. Взрывчатку заложили в телефонной будке. Никто не пострадал, рядом с местом взрыва нашли конверт с запиской, в которой неизвестные требовали заплатить им 4,2 млн. евро. В случае отказа они угрожали еще пятью взрывами в разных местах Макеевки.
В апреле СБУ объявила дело раскрытым. В сентябре подозреваемым объявили приговор: 15 лет должен сидеть 25-летний Дмитрий Онуфрак, а его сообщник 23-летний Антон Волошин — 8 лет. Волошин в ходе следствия признался в преступлении, а вот Онуфрак так и не признал своей вины. Родные молодых людей заявляли, что они этого не совершали, а признание из них просто «выбили».
Но это были « цветочки»… Самый « масштабный» теракт спецслужбы разоблачили накануне юбилея Независимости: за несколько дней до празднования СБУ получила тревожную информацию о том, что трое жителей Киевской области собираются взорвать бомбу. Во время обыска помещения, которое арендовали подозреваемые возле центральной площади Василькова сотрудники СБУ якобы обнаружили самодельное взрывное устройство, начиненное гайками и гвоздями.
Также, по информации СБУ помимо взрывчатки в помещении их сотрудники нашли более 100 экземпляров листовок с призывами экстремистского характера, видео, где показана отработка схемы блокирования государственных учреждений, а также схемы изготовления самодельных взрывных устройств. В тот же день по подозрению в подготовке теракта задержали четверых. Все они — активисты организаций Социал-Национальная Ассамблея (СНА) и "Патриот Украины».
Сами «патриоты» заявили, что данная операция носит провокацинный характер, а оружие им подбросили оперативники. Реальных ответов — был это теракт или инсценировка — общество так и не получило. Зато спецслужбам серьезно удалось напугать Президента, заявившего, что страна «вооружается» и люди готовятся штурмом брать государственные здания. В результате, спецслужбы получили серьезный карт-бланш на усиление, а государственные здания были обнесены железными заборами, послужившие четким водоразделом между украинцами и «слугами народа».
Вип-посадки. Нынешний год был отмечен небывалым количеством vip-арестов и посадок. Было возбуждено уголовное дело в отношении второго Президента Украины Л. Кучмы — беспрецедентный случай. «Под статьей» весь год ходил и Виктор Ющенко. В СИЗО очутились глава МВД Юрий Луценко и замминистра обороны Иващенко, руководитель Госфинуслуг В. Волга. На себе прочувствовали «слепоту Фемиды» и бывший замминистра юстиции, зять главы Верховного Суда Украины Онопенко г-н Корнейчук, и многие чиновники из молодой команды Черновецкого: правда, «земельный распорядитель» Евлах попал под амнистию, а руководитель экономического департамента Киевгосгорадминистрации попросила политического убежища в Лондоне.
Но, безусловно, арестанткой года следует считать Юлию Тимошенко: и к ней приковано внимание не только всей Украины, но и всего мира. Сейчас же пошел уже пятый месяц с момента ареста главной оппозиционерки страны — ее держат в Лукьяновском СИЗО с 5 августа. 11 октября суд признал экс-премьера виновной в превышении служебных полномочий при заключении в 2009 году газового соглашения с Россией и дал ей 7 лет тюрьмы. В разработке находится также еще несколько уголовных дел, связанных с Тимошенко — по корпорации ЕЭСУ и по будто бы организации убийства народного депутата Щербаня.
Несмотря на то, что под прицел правосудия попали не только политики- оппозиционеры, но и представители власти (тот же Волга, а также и.о. Госрезерва Никитин, судья Львовского суда Зварич, заместитель министра экологии и ряд рыбешек помельче), власть так и не смогла убедить украинцев и мировое сообщество в справедливости своих действий. В итоге, Украина превращается в страну политических репрессий, а у Виктора Януковича сформировался имидж «мстителя» своим политическим врагам.
Вдобавок, уголовные дела против лидеров оппозиции привели к блокированию евроинтеграции Украины, и перспективе потери экономической независимости. Но самое главное: попытки очистить «авгиевы конюшни», массовые посадки чужих вперемешку со своими не принесли власти ожидаемых дивидендов. Результат получился обратным: общество уверено, что в стране не существует независимой судебной системы, в Украине действует «избирательное правосудие». Это объясняется тем, что «регионалы» дали уйти от ответственности многим из тех, чьи имена ассоциируются с коррупцией — например, Черновецкому и его «ребятам». После переговоров с властью на свободе оказался и Корнейчук, и замы Волги. Первый «освободился» после того, как его тесть отказался от претензий на пост главы ВСУ, вторые — после того, как дали показания против шефа. Закрыли уголовное дело и против Кучмы — только его зять знает, чего это стоило. Зато начали уголовное преследование против майора Мельниченко, обвинившего экс-президента в причастности к убийству журналиста Гонгадзе.
Акции протеста афганцев и чернобыльцев. Осенью нынешнего года Украину всколыхнули массовые акции протеста. Если ранее уже митинговали предприниматели, учителя, студенты, то в сентябре на улицу вышли воины-интернационалисты, чернобыльцы, которые не на шутку напугали своим штурмом здания Верховной Рады народных депутатов. Локальные недовольства воинов-афганцев прокатились затем и в областных центрах.
Но если протесты афганцев довольно быстро удалось нивелировать, проведя переговоры с лидерами ветеранский организаций, то протесты «чернобыльцев» до сих пор потрясают страну. Ликвидаторы ЧАЭС последние полгода буквально «костьми ложатся» за сохранение своих льгот и пенсий — под Кабмином был развернут палаточный городок, в Донецке чернобыльцы захватили Пенсионный фонд… Самое страшное: в борьбе за льготы с правительством погибли люди. Они умерли в палатках — от стресса, от сердечных приступов.
Между тем власть считает эти выступления провокативными акциями «фальшивых ликвидаторов», которые борются за свои якобы многотысячые пенсии отбирая скудные средства у других пенсионеров. Однако, как правительство не пыталось внести раскол в среду пенсионеров и льготников — это не удалось. В конце-коцов пошли привычным путем, через Конституционный суд: на днях КС признал за правительством право ручного регулирования социальных льгот — в зависимости от наполняемости бюджета. Вряд ли накануне выборов 2012 это принесет дополнительные очки бело-голубым. А, кроме того, акции протеста чернобыльцев показали насколько сильными и опасными для власти могут быть общественные движения, не координируемые политиками. Фактически, в Украине — на фоне бездеятельности оппозиции — формируется новая общественная протестная сила.
Закон о выборах. За год до выборов Верховная Рада вновь поменяла правила избирательной игры. В октябре 2011 парламент принял закон о выборах в пропорции 50 на 50 — половина депутатов будут избраны по мажоритарным округам, вторая — по партийным спискам. Официально речь идет о том, что возвращается «близость» депутата и избирателя, неофициально — о желании власти сформировать подконтрольное большинство из регионалов и мажоритарщиков.
Долгие переговоры о новом формате украинских выборов с Венецианской комиссией и с оппозицией привели к одному — к решительной и безапелляционной победе партии власти. Партия регионов подтвердила и здесь свою «бронебойную» стратегию: идти напролом и добиваться поставленных задач любой ценой. В итоге, закон о выборах поддержали не только ее представители, но и почти 7 десятков оппозиционеров — из БЮТ и «НУ-НС». В итоге, получилось конституционное большинство, которое в 2012-м, скорей всего, собирается уже менять не закон о выборах, а Основной закон. Оппозиция резко снизила свои шансы на поддержку избирателей, поскольку, поддержав власть, согласилась играть по ее правилам. Поэтому все партии которые пройдут в парламент нового созыва под флагами оппозиции, назвать протестной силой язык не повернется.
Саммит «Украина-ЕС». Еще летом перспектива евроинтеграции Украины казалась неизбежной: активно шла работа над соглашением об ассоциации и зоне свободной торговли. Более того, про Януковича говорили, что он «перегнал» Ющенко в вопросе сближения с Европой.
Однако, арест экс-премьера Тимошенко спутал все европейские карты. Именно судебный процесс над Юлией Тимошенко и общий отход от демократических ценностей, по мнению европейских партнеров, не позволил оправдаться самым радужным прогнозам. Фактически, власть выбрала между перспективой заключения политических оппонентов и перспективой европейского вектора страны. Пока Партия регионов этим шагом смогла лишь обезопасить себя от политического влияния Тимошенко и БЮТ. Но за этот выбор пришлось заплатить перспективами целой страны. Шаг вперед и два шага назад – вот по такому маршруту Украина движется в Европу, считают эксперты. И бьет это не только по имиджу государства, но, в первую очередь, по экономике.
Переговоры с Россией. Получив от ворот поворот в планах сближения с Европой, Украине не осталось ничего другого как договариваться с Россией. Виктор Янукович сильно верил в магию харьковских соглашений: он думал, что дав Москве послабление в вопросах базирования Черноморского флота, сможет рассчитывать на адекватные шаги в газовых договоренностях. Однако, украинская власть не учла предвыборных амбиций тандема «Путин-Медведев», и жесткости российских партнеров. России не нужны уступки в виде консорциума или «подарка» Энергоатома — России нужна от Украины полная капитуляция и подчинение.
Поэтому многоуровневые переговоры о снижении цены на газ так ни к чему не привели. И Путин, и Медведев, и Миллер жестко стоят на своем — «новогодних подарков Украине не будет». Подписанный премьером Тимошенко в 2009 году контракт «замечательный». Украина оказалась перед выбором: спасать бюджет и экономику или отстаивать независимость государства и свободу высших чиновников. Премьер Азаров не зря сопротивляется сдаче «трубы» Москве: после его отставки он вполне может ответить по закону за «превышение полномочий» и сдачу национальных интересов — как его предшественница. Поэтому стране придется «затянуть пояса» и жить по тем средствам, что определит КМ.
Приход «Семьи» во власть. 2011 год ознаменовался специфическими кадровыми рокировками во властных структурах. На ключевые силовые и финансовые посты приходят креатуры Семьи. Должность главы Нацбанка занимает молодой банкир Сергей Арбузов, вместо министра МВД Могилева приходит Виталий Захарченко, а должность руководителя Налоговой администрации «оккупирует» 30-летний Александр Клименко.
Все эти молодые бойцы – друзья сына Президента Александра Януковича. Именно он имеет сейчас существенное влияние не только на политику Президента, но и на политику страны. Начинается «вытеснение» старой партийной региональной гвардии кадрами, лично преданными членам президентской Семьи. Это сказывается на кадровой политике Кабмина, на формировании партийных списков на выборы, на силовой составляющей работы власти.
По анализу экспертов, большинство событий, происходивших в Украине в нынешнем году получили негативную оценку украинцев: начиная от непопулярных решений за счет людей, сворачивания демократии и заканчивая криминальными преследованием оппозиции. Из позитива — только подготовка Украины к «Евро-2012» и завершение переговоров с ЕС.