Мир замер в ожидании экономических потрясений. Дональд Трамп бесцеремонно ломает либеральные ценности глобального рынка. Первыми под удар попадут, как всегда, самые слабые страны, и Украина в их числе
По словам авторитетного мирового инвестора Маркса Мобиуса, торговая война между США и Китаем положила начало мировой рецессии.
«Нет сомнений, что рано или поздно мы увидим финансовый кризис, потому что мы должны помнить, что период дешевых денег заканчивается», — заявил он.
11 июля глава американский президент Дональд Трамп поручил начать процедуру введения дополнительных 10% пошлин на китайские товары общей стоимостью 200 млрд. долларов. Это будет дополнение к предыдущим пошлинам, которыми американский регулятор ранее обложил товары из КНР на 34 млрд.
Начало войны
Еще в августе 2017 года администрация Трампа открыла официальное расследование нарушения прав интеллектуальной собственности американцев и их союзников. Убытки только в США были оценены на 600 млрд. долларов в год.
В попытках придать внешнею легитимность своим действиям, США частично полагаются на статью 301 Закона о торговле от 1974 года, чтобы предотвратить то, что, по ее утверждению, является недобросовестной торговой практикой и хищением интеллектуальной собственности.
Закон дает президенту право в одностороннем порядке налагать штрафы или другие санкции на торгового партнера, если это считается несправедливым образом нанесенным на урон бизнес-интересам США.
Ранее, в апреле 2018 года Трамп ввел тарифы на импорт стали и алюминия из Китая, Канады и стран Европейского Союза.
23 января 2018 года мировые новостные агентства объявили, что Трамп ввел тарифы на солнечные батареи, произведенные за пределами Соединенных Штатов. Первоначально тарифы стартуют с 30% и будут постепенно снижаться до 15% за четыре года.
Китай сегодня является мировым лидером в производстве солнечных панелей, и китайские власти сразу же выступили с осуждением действий США.
В тот же день Офис Торгового представителя США объявил новые заградительные тарифы на стиральные машины. В первый год тарифы начинаются с 20% для первых 1,2 млн. единиц импортированных изделий, а все последующие стиральные машины в течение этого года будут иметь 50% тариф. К третьему году первоначальный тариф будет снижаться до 16-40%, следуя той же схеме. В 2016 году Китай экспортировал стиральные машины на сумму 425 млн. долларов.
Через два месяца, 22 марта, Трамп дал указание Торговому представительству США применить к китайским товарам тарифы в размере 50 млрд. долларов. Он опять сослался на статью 301 Закона о торговле, заявив, что предлагаемые тарифы являются «ответом на недобросовестную торговую практику Китая на протяжении многих лет», включая кражу интеллектуальной собственности США.
2 апреля Китай наконец нашел в себе силы ответить. Министерство торговли Китая ввело дополнительные тарифы на 128 продуктов США, включая алюминиевые отходы, самолеты, автомобили, свиные продукты и соевые бобы, установив ставку в 25%, а на фрукты, орехи и стальные трубопроводы -15%.
На следующий день Торговое представительство США опубликовало список из более чем 1300 категорий китайского импорта на сумму 50 млрд долларов. Дополнительные сборы включали части самолетов, батареи, телевизоры с плоскими панелями, медицинские устройства, спутники и оружие.
В ответ на это Китай ввел еще 25% тариф на самолеты, автомобили и соевые бобы, которые являются самым значительными в США сельскохозяйственным экспортом.
5 апреля Трамп дал поручение Торговому представительству США рассмотреть дополнительные тарифы в размере 100 млрд долларов.
18 мая Китай пошел на примирение и предложил США пакет мер для сокращения дефицита торгового баланса на 200 млрд долларов, совершив «значительное увеличение» своих покупок американских товаров.
В результате министр финансов Стивен Мнучин заявил, что «мы прекращаем войну». В свою очередь директор Национального торгового совета Белого дома Питер Наварро сказал, что «торговой войны нет», но это был «торговый спор, справедливый и простой».
Мира не будет
Тем не менее, 29 мая Белый дом объявил, что он наложит 25% тариф на китайские товары на 50 млрд. долларов с «промышленно значимыми технологиями».
Белый дом также заявил, что объявит и наложит ограничения на инвестиции, усилит экспортный контроль над китайскими частными лицами и организациями, чтобы они не смогли получать технологии США.
3 июня, по сообщению BBC, Китай «предупредил, что все торговые переговоры между Пекином и Вашингтоном будут аннулированы, если США установят торговые санкции».
15 июня Трамп в коротком заявлении Белого дома подтвердил решение США установить 25% тариф на 50 млрд. долларов китайского экспорта: 34 млрд. будет обложено тарифами 6 июля, а еще 16 млрд. позднее.
Министерство торговли Китая обвинило Соединенные Штаты в начале торговой войны и заявило, что Китай ответит симметричными тарифами на импорт в США, начиная с 6 июля.
Через три дня Белый дом заявил, что Соединенные Штаты налагают дополнительные 10% тарифы на еще 200 млрд. долларов, если Китай ответит на американские тарифы.
Таким образом, американские тарифы на товары в размере 34 млрд. долларов из Китая вступили в силу 6 июля 2018 года. Китай ввел ответные тарифы на ту же сумму. Тарифы составили 0,1% мирового валового внутреннего продукта. В перечне дополнительно облагаемых товаров в США входят 818 позиций, в КНР — 545.
Обоснования для тарифов
Идеологические основы тарифной войны были заложены Трампом еще в предвыборной речи в июне 2016 года, когда он прямо пообещал отменить международные торговые сделки и перейти в наступление против китайской экономической экспансии, описав свое обещание как реакцию против «правящего класса, который поклоняется глобализму».
В апреле 2018 года Трамп отрицал, что спор был фактически торговой войной, он утверждал, что «война была проиграна много лет назад глупыми или некомпетентными людьми, представлявшими США». Он добавил: «Теперь у нас есть дефицит торгового баланса в размере 500 млрд. долларов в год, плюс убытки от воровства интеллектуальной собственности составляет еще 300 млрд долларов. Мы не можем допустить, чтобы это продолжалось».
Американский бизнес поддерживает протекционистскую политику Трампа.
Джон Ферриола, генеральный директор и президент Nucor, крупнейшего в Америке производителя стали и крупнейшего металлотрейдера, утверждает, что тарифы не были несправедливыми, и США «просто выравнивали игровое поле». Он объяснил, что не только «Европейский союз, но и большинство стран мира имеют налог на добавленную стоимость в размере 25% или больше, на товары, поступающие в свои страны из Соединенных Штатов. Все, что мы делаем, относится к ним именно так, как они относятся к нам».
Ряд экспертов сосредоточились на хищении Китаем интеллектуальной собственности. Китайские власти вынуждают фирмы США, которые хотят там вести бизнес, передавать свои конфиденциальные технологии и коммерческую тайну, прежде чем получить доступ к своему рынку.
Хотя такая передача не разрешена правилами ВТО, переговоры обычно проводятся втайне, чтобы избежать штрафов.
В 2018 году Американская торговая палата в Китае сообщила, что более половины ее членов считают, что «утечка интеллектуальной собственности» является важной проблемой при ведении бизнеса.
Развивающимся странам не поздоровится
Индекс развивающихся рынков MSCI Emerging Markets к настоящему времени упал с января на 16%, по мнению экспертов, к концу года потеряет еще 10% от текущих уровней. Только за июнь MSCI снизился с 1139,46 до 1076,19.
Валюты всех развивающихся стран находятся под давлением. Это уже заставило центральные банки Турции, Аргентины и Индонезии повысить ставки для защиты своих валют. Аналогичные шаги предпринял и Национальный банк Украины, увеличив учетную ставку с 17 до 17,5%
Некоторые страны уже ответили США встречными пошлинами, что уже грозит убытками Вашингтону.
Ведущие аналитики Bank of America на прошлой неделе заявили, что мир стоит на пороге нового глобального кризиса, а ситуация в экономике складывается схожим образом с ситуацией 1998 года.
На рынки развивающихся стран сейчас давит сильный доллар, и это напоминает ситуацию конца 1990-х, когда мировой коллапс случился вследствие локального валютного кризиса.
Накануне Всемирный банк в обзоре «Глобальные экономические перспективы» предупредил, что после 2019 года ситуация в мировой экономике может оказаться очень тревожной. Это связано с замедлением роста мировой экономики. Если в 2017-2018 гг. мировой ВВП прибавлял около 3,1% в год, то уже к 2020-му году этот темп снизится до 2,9% в год, в первую очередь, из-за протекционистской политики.
Китай пытается защищаться по всем фронтам
На фоне рисков торгового обострения китайская валюта стремительно девальвируется. За июнь юань потерял около 3,5% относительно доллара.
Министерство коммерции КНР назвало решение США о новых пошлинах неприемлемым. Там пообещали, что оспорят их во Всемирной торговой организации.
«Необходимо проявить солидарность и дать совместный отпор торговой гегемонии США. Кроме того, мы незамедлительно направляем жалобу в ВТО в связи с односторонними мерами американской стороны», — заявляют в Пекине.
«Китайская сторона шокирована действиями США. Чтобы защитить ключевые интересы нашей страны и фундаментальные интересы народа, китайское правительство, как и всегда, примет необходимые ответные меры», — говорится в комментарии Пекина.
Официальный представитель министерства коммерции КНР Гао Фэн, заявил, что по мере постоянной корректировки структуры экономики Китая доля положительного торгового баланса по внешним текущим операциям от ВВП уже значительно снизилась: с 9,9% в 2007 году до 1,4% в 2017 году. В то же время сохраняется значительное активное сальдо в торговле между КНР и США. Очевидно, что причины этого явления следует искать в самих США – считают в Китае.
Гао Фэн подчеркнул, что в условиях ускорения экономической глобализации и технологического прогресса, все стороны должны противостоять производственной политике, которая выстроена на разделении и протекционизме.
На днях в ВТО успешно завершилось седьмое обзорное обсуждение торговой политики КНР. Постоянный представитель Китая при ВТО Чжан Сянчэнь отметил, что в настоящее время ВТО попала под мощный удар протекционизма и унилатерализма, однако представляемый организацией механизм многосторонней торговли по-прежнему имеет широкую международную основу.
Более того, Китай ищет и неформальные пути решения проблем с США. По данным издания «Политико», в Китае существует негласное указание СМИ лишний раз не напоминать о торговой войне в США.
Очевидно, мир стоит на пороге глобальных изменений, прежде всего, в сфере торговли. Вслед за разрушением ведущей политической роли ООН в мире, США расшатывают и другой столп миропорядка – ВТО.
Сумеет ли Украина извлечь из этого пользу или станет традиционной жертвой, станет известно уже в ближайшее время. Пока же украинская власть увлечена внутренними политическими разборками и старается не замечать грядущих глобальных вызовов. Как всегда.