Торговые войны являются неотъемлемой частью современной геополитики, трансформирующейся в геоэкономику. Их использование стало уже нормой жизни большинства развитых стран. Попытки же Украины подражать более богатым и успешным соседям часто закончились не очень удачно для страны. Не исключено, что с очередным торговым эмбарго против России произойдет та же история. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Да и хотели ли как лучше? Ответа на данный вопрос у меня пока нет.
С 10 января вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины №1147, в котором утвержден перечень запрещенных для ввоза в Украину российских товаров. В список попали продукты питания (мясо, молоко и молокопродукты, кофе, кондитерские изделия и т.д.), средства защиты растений (инсектициды, фунгициды), удобрения (гербициды и регуляторы роста растений), товары бытовой химии, спирт, водка, пиво, сигареты и… оборудование для железных дорог, а также дизель-электрические локомотивы.
С одной стороны, политическое обоснование данного шага не вызывает никаких недоумений или претензий. Введение торговое эмбарго на товары государства, определенного в новой оборонной доктрине в качестве главного противника, понятно. С другой стороны, совершенно непонятно ни время его введения, ни избирательность по отношению к различным видам товаров.
Для того чтобы такое действие имело хоть какой-то позитивный эффект для отечественного производителя (а именно это и должно было стать основой для экономического обоснования введения эмбарго), к нему следовало готовиться. То есть создавать условия для импортзамещения путем предоставления прямой государственной финансовой помощи и налоговых льгот производителям, которые уже создают или планируют к производству товары, подпадающие под запрет на импорт Ничего подобного правительство не сделало, даже напротив — резко увеличило налоговую нагрузку на сельхозпроизводителей и бизнес. Учетная ставка Нацбанка остается одной из самых высоких в мире. Экономическая политика Кабмина ориентирована на усиление кризисных явлений и стимулирование стагнации. Если к этому добавить еще и последствия эмбарго, то можно предсказать следующие последствия:
1) Российский импорт будет замещаться европейским, так как украинские товаропроизводители не смогут ничего противопоставить этому процессу и не успеют воспользоваться благоприятным моментом, возникшим вследствие исчезновения российских товаров-конкурентов;
2) На фоне снижения покупательной способности населения, достаточно дорогие европейские товары не смогут в полной мере перекрыть отсутствие российских. В этой связи активизируется контрабанда, масштабы которой будут достаточно значительными из-за того, что значительная часть границы между Россией и Украиной не контролируется с нашей стороны;
3) Возрастут цены на мясо, молоко и молокопродукты, кофе, шоколад, мыло шампуни и т.д;
4) Часть запрещенных товаров будет легально попадать в Украину через Беларусь;
5) Невозможность заменить российские аналоги оборудования продукцией иных фирм (это касается в первую очередь оборудования для железных дорог);
6) Необходимость покупать более дорогие (хотя, возможно, и более качественные) удобрения и средства защиты растений приведет к росту цен на продукты питания, сделанные из нового урожая летом/осенью этого года.
Неумение или нежелание правительства просчитывать последствия пусть и нужных, но зачастую совершенно «сырых» и неподготовленных решений, будет и дальше бить по карманам украинцев.