Добровольческая часть, разоружения которой требовала прокуратура, была лишь передислоцирована. Эксперты считают, что, несмотря на формальное подчинение МВД и ВСУ, батальоны сохраняют самобытность. Имея высокую политическую мотивацию, они способны сыграть решающую роль в борьбе за власть, и будут важным фактором на местных выборах.
Выборы и добровольцы
Подразделения МВД «Чернигов» и « Торнадо» выведены за пределы Луганской области. Об этом заявил руководитель Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадий Москаль. Ранее он просил силовиков срочно разоружить эти батальоны, однако исполняющий обязанности командира «Торнадо» Николай Цукур сообщил, что подразделение переведено в Донецкую область. «Нас перевели в Донецкую область. Куда конкретно, я пока сказать не могу, но мы в Донецкой области, полностью выполнили приказ министра о выводе», — отметил он.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает: «То, что «Торнадо» передислоцировали , а не разоружили, свидетельствует о природе конфликта, который состоит в конкуренции за контроль над экономическими потоками в зоне АТО».
Он не исключил, что добровольческие батальоны могут быть использованы политическими силами в ходе местных выборов, запланированных на 25 октября. «Фактор присутствия добровольческих батальонов будет решающим в зоне АТО, в Донецкой, Луганской, Харьковской и прилегающих областях. А по всей стране мы увидим участие людей в камуфляже в схватках при подсчете голосов», — сказал он в комментарии Голос UA.
Политический потенциал
Руслан Бортник отметил, что добровольческие батальоны создавались из политически-ориентированных активистов. «Многие добровольцы имеют высокую политическую мотивацию. И при усилении турбулентности в обществе могут сыграть решающую роль в борьбе за власть», — сказал он.
Эксперт не исключает выступлений добровольческих частей в случае дестабилизации. «Как только рейтинги Президента Порошенко снизятся до уровня 10-12%, стабильность власти будет разрушаться, возникнут реальные риски военных переворотов, бунтов добровольческих батальонов, которые уже интегрировались в ВСУ и МВД. Ведь по сути они сохранили свою структуру и подчиняются собственным командирам», — сказал он.
Бортник считает, что различные политические и экономические группы сохранили влияние на добровольцев. Так, один из игроков — группа Коломойского, создавшая «Днепр-1», «Днепр-2» и «Донбасс». Министр внутренних дел Арсен Аваков и премьер Арсений Яценюк контролируют батальоны, созданные при МВД («Киевская Русь», «Киев-1» и «Киев-2»). Третий игрок – окружение Президента Порошенко, контролирующее добровольческие батальоны Минобороны.
Время «Наполеонов»
«Многие из комбатов видят в своем лице маленьких Наполеонов. Деградация административно-правовой системы создала условия, когда в некоторых регионах абсолютная власть принадлежит именно им, а не прокуратуре, СБУ и судам», — отмечает Руслан Бортник. Он считает, что власти приходится считаться с вооруженными формированиями.
«Бойцы готовы выполнять приказания, воевать и убивать. Добровольческие батальоны являются едва ли не единственной силой в Украине, которая способна серьезно вклиниться и в политические процессы, и в раздел собственности. А все попытки их разоружить заканчиваются провалом», — сказал эксперт, напомнив, что 28 апреля базу Добровольческого Украинского корпуса «Правого сектора» в селе Великомихайловка Покровского района Днепропетровской области окружили солдаты 25-й и 95-й аэромобильных бригад ВСУ. Блокаду сняли 2 мая.
17 июня базу батальона «Торнадо» в Приволье под Лисичанском в Луганской области окружил спецназ Нацгвардии. Главный военный прокурор, Анатолий Матиос требовал сложить оружие и предупреждал о штурме 19-20 июня. Однако, разоружения не произошло.
«Отличный парень. Не быдло, не жлоб…»
По словам военного прокурора, на базе находилось 170 человек, 43 из которых ранее были судимы. В ночь на 17 июня бойцы якобы незаконно задержали грузовой поезд с углем, который везли на переработку на Алчевский коксохимический завод. При этом, как утверждает губернатор Геннадий Москаль, у поезда было разрешение Антитеррористического центра и государственной фискальной службы.
17 июня стало известно о задержании 8 бойцов «Торнадо», в том числе командира Руслана Онищенко. Следователи сообщили, что задержанные бойцы изнасиловали и убили мужчину, снимая процесс на видео. Позже Анатолий Матиос зачитал в телеэфире выдержки из показаний: «Содержащихся в подвале мужчин раздевали наголо, ставили на бетонный пол и обливали водой. После этого прикасались оголенными проводами с током к различным частям тела…»
Как известно, подразделение «Торнадо» было создано на базе батальона «Шахтерск», который был расформирован за мародерство. О его командире год назад рассказывал заместитель Игоря Коломойского Геннадий Корбан в одном из интервью: «К нам пришел парень – теперь он командир батальона «Шахтерск». Отличный парень. Не быдло, не жлоб, не производит впечатление донецкого человека. Однако семь судимостей за плечами…»
«Колоссальная общественная инициатива»
«А я бы назначил его главой районной администрации. Поверьте, там был бы порядок. Не надо этого бояться. Надо дать им возможность кормиться в своем доме, тогда они не станут там гадить», — говорил о командире «Шахтерска» Геннадий Корбан в июле 2014.
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта считает, что добровольческие батальоны создавались на фоне «деформированной и неправильной» оценки перспектив антитеррористической операции, как «попытка продемонстрировать всему миру некую колоссальную общественную инициативу».
«Они всячески пытались обосновать, свое какое-то особое право выбирать форму и, так сказать, содержание собственных действий. Всем год назад казалось, что это будет кратковременная схватка, обязательно победная», — сказал Сергей Шабовта. «Огромная ошибка» правоохранительной системы государства, по его мнению, в том, что «правда о добровольческих батальонах скрывалась месяцами».
«Необузданность и непрофессиональность»
«С военной точки зрения, начинаем прозревать. Параллельно идет укрепление вооруженных сил, идет формирование тактики. На этом фоне необузданность и непрофессиональность добровольческих батальонов будет проявляться с особой остротой», — заявил Сергей Шабовта.
Напомним, что поводом для подчинения добровольных батальонов МВД и ВСУ стало мартовское убийство сотрудника СБУ в Волновахе при попытке остановить контрабанду. Убийц тогда связали с батальоном «Днепр-1». Также к Президенту обратился Геннадий Москаль с призывом расследовать преступления, совершенные бойцами батальона «Айдар». Бывший губернатор Донецкой области Александр Кихтенко также подготовил докладную аналитическую записку о деятельности добровольческих батальонов. Он обвинял в мародерстве бойцов батальона «Донбасс».
А 12 июня стало известно, что Конгресс США принял поправки, согласно которым США не может тренировать бойцов украинского батальона «Азов». Издание Foreign Policy охарактеризовало « Азов», как «откровенно неонацистскую, и фашистскую организацию».
Военный эксперт Игорь Козий отмечает: «Нужно понимать, почему они создавались… Вакуум в системе обороны стал причиной того, что общество решило защищать государство». «Нужно правильно разобраться. Пена поднимается с войной – уголовщина, создание карманных армий для «отжатия» бизнеса или создание политическими партиями своих личных армий. Это тоже угроза обществу. С другой стороны у нас широкий посыл со стороны общества к власти – общество желает себя защищать и должно защищать», — заключил эксперт в комментарии Голос UA.