Димитрий Бабич
13:30 01/08/2014

Традиционная ориентация: ЕС вводит санкции против стран, сотрудничающих с РФ

Руководство Европейского Союза объявило о введении крупных штрафов и дипломатического бойкота для стран, которые, несмотря на запреты и ограничения, продолжают активные партнерские отношения с Российской Федерацией. Нововведение вступает в силу с сегодняшнего дня, однако, в Брюсселе признаются, что пока не выработали действенной и – главное – эффективной схемы наказания «государств-ренегатов». Предполагается, что в данном контексте речь идет об ограничении экспертно-импортных отношений, закрытии представительств банков и сокращении количества консульских служб. Впрочем, основная проблема заключается в том, тех же стран, отказывающихся прерывать контакты с Кремлем предостаточно и в самом ЕС.
Все-таки глава Европейского Совета Херман ван Ромпёй явно поторопился с резолюцией относительно того, что уже в скором времени «практически весь мир» абстрагируется от взаимоотношений с командой Владимира Путина. Накануне совершенно неожиданно для Объединенной Европы президент Франции Франсуа Олланд намекнул на возможность продажи Москве и второго авианосца типа «Мистраль». Дескать, если миллиардный контракт будет сорван, Париж понесет катастрофические для него убытки, а этого французы допустить не могут. Позицию Франции частично разделила Германия, заявившая в лице канцлера Ангелы Меркель, что Берлин не хочет эскалации напряженности с РФ, а, следовательно, будет проводить с ней политические консультации. По крайней мере, в рамках урегулирования конфликта на Донбассе и расследования обстоятельств авиакатастрофы малайзийского «Боинга-777» в Донецкой области.
Из тех же государств, не входящих в ЕС, к которым могли бы быть применены упомянутые штрафы, выгодно для себя отличается Швейцария. А все потому, что никаких радикальных мер против Берна Брюссель реализовать попросту не может – в швейцарских банках хранится львиная доля золотого запаса европейских олигархов. Правительство этой страны, традиционно сохраняя суверенитет, ограничилось обещанием временно заморозить счета нескольких российских миллиардеров. Не более того.
Тем не менее, список стран, по которым соответствующие ограничения ЕС действительно могут ударить, не так уж и короток. В первую очередь, это коснется Аргентины, объявившей вчера свой дефолт и по-прежнему надеющуюся на помощь России в энергетической сфере. Кстати, аргентинский президент Кристина Фернандес де Киршнер в недавнем интервью весьма недвусмысленно дала понять: Буэнос-Айрес считает Москву едва ли не главным партнером – и экономическим, и политическим. Но вот ведь незадача: Аргентина сейчас крайне зависима в обоих упомянутых смыслах, главным образом, от Евросоюза, и, в частности, Испании.
Если Брюссель введет против того же Буэнос-Айреса штрафы, это грозит обанкротившейся латиноамериканской республике, мягко выражаясь, серьезными неприятностями. Еще с большими проблемами может столкнуться Алжир, напрямую зависящий от своей бывшей метрополии – Франции. Алжирский президент Абдель Азиз Бутефлика, не стесняясь в выражениях, подчеркнул, что на сегодняшний день Москва предлагает его стране «прекрасные торговые условия», и этими условиями якобы грех не воспользоваться. Как подчеркивают аналитики, если Парижу не удастся продать России все «Мистрали», он таки накажет экс-колонию за вольнодумство. В так называемый «черный реестр» может попасть и Египет, напрямую зависящий от российского зерна и автопрома, и не намеревающийся разрывать с Кремлем связи, складывавшиеся десятилетиями. «В последнее время Запад довольно недружелюбно относился ко всему тому, что происходит в Египте, — сказал в комментарии ГолосUA арабский политолог и блогер Набиль Шаат. – Полагаю, что Каир справится и с новыми трудностями, которые только усилят его позиции на международной арене».
Отчасти это так: сейчас ЕАР, наряду с Иорданией является неким миротворцем в конфликте между арабским миром и Израилем. Евросоюз вряд ли станет давить на Египет с целью ухудшить его отношения с Россией. С другой стороны, Брюссель в состоянии сократить товарооборот между ЕС и Каиром, что ударит по египетской экономике.
«Штрафов со стороны Европы следовало ожидать, — отметил для ГолосUA эксперт ЕС Вольфганг Грасс. – Сейчас это традиционная ориентация Евросоюза. Другое дело, насколько они повлияют на кремлевскую политику и насколько вообще их примут в десятках странах мира».
А над этим стоит задуматься. И отнюдь не тем, в отношении кого пресловутые штрафы будут действовать.

Читайте также по теме