Политическому бомонду невыгодно пристальное внимание антикоррупционных органов, которое может повлиять на грядущие выборы. Поэтому, дескать, глав НАБУ и САП стравливают, чтобы те были заняты разбирательствами между собой, – полагают эксперты.
Сюжет из сериала «Полицейская академия»
В Украине разгорается конфликт между Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП). Противостояние антикоррупционных органов напоминает сюжет из сериала «Полицейская академия», — заявил в телеэфире политолог Андрей Золотарев.
Напомним, что 19 сентября руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий заявил, что детективы НАБУ протягивали кабели для прослушки САП из «Охматдета». Когда на место происшествия приехала полиция, произошли столкновения между правоохранителями и сотрудниками ведомства. По словам Холодницкого, спецназ НАБУ повредил его служебную машину и избил водителя. Он также заявил, что директор НАБУ Артем Сытник использует ведомство для мести и удовлетворения собственных комплексов.
Андрей Золотарев иронизирует: «Конкуренция силовых структур — вещь старая как мир. Но в наших условиях и системе она превращается в какой-то трагикомический сюжет из сериала «Полицейская академия». Правая рука не знает, что делает левая, а затем следует взаимное обвинение с привкусом политики»
Политолог считает, что из-за постоянной конкуренции между силовиками, общество не доверяет ни новой полиции, ни НАБУ, ни САП.
«Попытка создать по западной модели антикоррупционный орган вне системы рано или поздно в наших условиях приводит к негативным последствиям. Этот орган оказывается либо втянут в договорняки или становится неработоспособным», — констатирует он.
Следует отметить, что история с прослушкой уже была в центре внимания общества совсем недавно. Так, 20 марта в кабинете главы САП были найдены подслушивающие устройства. 27 марта генпрокурор Юрий Луценко подтвердил, что руководителя САП прослушивали в его рабочем кабинете, и рассказал, что этим занималось НАБУ под процессуальным руководством ГПУ.
Позже генпрокурор подал представление в Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров с просьбой рассмотреть вопрос об отставке Холодницкого. Документ был направлен в рамках уголовного производства, которое расследуется общей группой ГПУ и НАБУ. Но 26 июля Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров (КДКП) рекомендовала вынести выговор вместо увольнения Холодницкому.
Теперь история приобрела новый поворот. Причем, на фоне того, что руководитель НАБУ не явился с отчетом в Верховную Раду. Ведь именно 19 сентября члены парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции намеревались выслушать отчет Артема Сытника о результатах работы его ведомства. Но у ранее подтверждавшего свою явку руководителя НАБУ внезапно изменились планы. СМИ подсчитали, что это был третий подряд прогул отчета перед профильным комитетом.
Генеральный прокурор Юрий Луценко позже заявил, что видит единственным методом прекратить противостояние между САП и НАБУ —проведение аудита деятельности этих двух антикоррупционных органов. «Единственным методом, который может помочь выйти из нынешней ситуации, является аудит», — сказал он.
Если за аудит Специализированной антикоррупционной прокуратуры генпрокурор еще может взяться (Назар Холодницкий является его заместителем), то аудит НАБУ регулируется законом. По нему, ежегодный аудит эффективности деятельности НАБУ должна проводить комиссия внешнего контроля в составе трех членов: по одному от Президента, ВР и Кабмина. Заключение комиссии заслушивается парламентом.
Накануне запуска Антикоррупционного суда
Президент Петр Порошенко назначил аудитором НАБУ экс-главу Донецкой ОВГА Павла Жебривского. От Кабмина бюро будет оценивать бывший судья ЕСПЧ Михаил Буроменский. Верховная Рада остановила выбор на Владимире Василенко, который в 2000-х годах был судьей Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии.
Василенко, после своего назначения в июне, заявил, что необходимо установить больший срок на изучение работы НАБУ, поскольку одного года, как это определено законом, мало. Дескать, НАБУ работает без аудита с 2015 года и накопилось около 700 дел.
По словам директора НАБУ Артема Сытника, аудиторы НАБУ за три месяца с момента назначения ни разу не обращались в бюро. «Как они будут действовать — мне неизвестно, потому что за три месяца, которые прошли после избрания всех трех членов, не было никакой коммуникации, ни одного обращения», — сказал он.
Тем временем, безо всякого аудита, генпрокурор Юрий Луценко заявляет, об отсутствии результатов в работе Национального антикоррупционного бюро.
«У них нет результатов…Сытник должен или попросить помощи у иностранных специалистов или в украинских специалистов, у кого угодно, или признать, что это не его возможности. Далее можно не ставить всю страну заложником амбиций и бесталанности одного человека», — заявил генпрокурор.
Конфликт между НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратурой Юрий Луценко назвал «бессмысленным». А вот по мнению политолога Кирилла Молчанова этот бессмысленный конфликт выгоден власти, и генпрокурор, дескать не стоит в стороне.
«Стравливать между собой НАБУ и САП выгодно политическому классу. За всем эти стоит провластная команда. При этом НАБУ и САП подвешены на крючке у Генпрокуратуры», — сказал он.
Политолог констатировал, что публичные конфликты между САП и НАБУ привели к тому, что идея создания антикоррупционных органов была дискредитирована: «Соответственно нужно понимать, что в Украине не стоит ожидать эффективной борьбы с коррупцией. Все силы брошены не на борьбу с ней, а на борьбу друг с другом».
Напомним, что НАБУ и САП входят в вертикаль антикоррупционных органов, создание которой инициировали западные партнеры Украины. Ее должен увенчать Антикоррупционный суд. НАБУ будет расследовать коррупционные дела, САП – выступать обвинителем, а Высший антикоррупционный суд — выносить приговоры.
Президент Петр Порошенко заявлял, что этот суд может заработать до конца 2018 года. «Я буду делать все возможное для того, чтобы антикоррупционный суд создать до начала президентской кампании. Речь идет не только о создании условий для конкурса, но и завершить конкурс, сформировать суд и запустить», — обещал Президент.
Совет судей стремится провести конкурсные процедуры в Антикоррупционный суд в максимально короткий срок, и допускает формирование неполного состава этого суда из-за небольшого количества кандидатов в судьи.
В этой связи Кирилл Молчанов считает, что Сытник и Холодницкий в ближайшее время сохранят свои должности. Ведь политическому бомонду невыгодно пристальное внимание антикоррупционных органов, которое может повлиять на грядущие выборы. А нынешние главы НАБУ и САП заняты разбирательствами между собой.
«До выборов Сытник и Холодницкий сохранят свои должности, чтобы власть не потеряла свое лицо перед европейскими партнерами. Если уволятся главы САП или НАБУ, то нужно будет объявлять новый конкурс, который будет тянуться месяцами, что окончательно продемонстрирует неэффективность этих структур», — резюмировал К. Молчанов.