Никита Бегаль
07:00 04/11/2020

Транш от МВФ: стоит ли ждать финансы от фонда в этом году

Украина пребывает в ожидании нового транша от МВФ, выделение которого несколько затянулась. Первый транш на 2,1 млрд долларов в рамках 18-месячной программы stand-by был выдан в июне, и чиновники надеялись, что до конца года страна получит еще два по 0,7 млрд долларов, но все пошло по другому сценарию.

Теперь в правительстве рассчитывают получить только одну финансовую порцию от фонда на 0,6-0,7 млрд долларов.

В Министерстве финансов на видят барьеров для следующих траншей, отмечая, что Украина выполняет договоренности по структурным маякам программы stand-by, которая, напомним, направлена на поддержку макроэкономической стабильности и сглаживания последствий от пандемии коронавируса.

В рамках этой программы Украина обязалась выполнить ряд требований. Среди них: реформа «Нафтогаза», налоговой, таможни и Высшего совета правосудия. Также нужно будет усилить требования к собственникам банков и принять закон о ФГВФЛ. 

«В течение последних нескольких месяцев мы очень тесно сотрудничаем с правительством относительно имплементации реформ, но также по их обязательствам по меморандуму и достижению целей, установленных в программе. Мы тесно взаимодействуем с ними по выполнению и соблюдению этих обязательств, и это взаимодействие будет продолжаться», — заявил директор Европейского департамента Фонда Альфред Каммер.

Заместитель министра финансов по вопросам европейской интеграции Юрий Драганчук, комментируя текущие контакты с МВФ, признался, что ранее у МВФ были вопросы из-за увольнения Якова Смолия с должности главы НБУ, но теперь они сняты.  

«Есть новый глава Нацбанка, мы видим, что система работает стабильно, все нормально, никаких изменений в банковском секторе от смены персоналий не произошло. То есть новый менеджмент НБУ придерживается определенного курса, независимый НБУ работает как работал», — заявил он.

Вместе с тем МВФ до сих пор обеспокоено вопросом сохранения независимости антикоррупционных органов, в частности, Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), нападки на которое увидели западные партнеры в свете решения Конституционного суда (КСУ).

Это решение предусматривает изменения в текущий закон о НАБУ, которые нужно принять депутатам Верховной Рады.

«МВФ пока что даже отказывается приехать в Украину с мониторинговой миссией. Я думаю, это обусловлено тем, что нормами предыдущих меморандумов с МВФ, которые Украина формально выполнила, предусматривались независимость НАБУ, определенный порядок назначения руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и независимость НБУ. Сейчас Конституционный суд подверг сомнению правомерность существования НАБУ, а комиссия по определению руководителя САП не соответствует требованиям зарубежных кредиторов. Это поставило вопрос антикоррупционной инфраструктуры в качестве дополнительного требования по новому траншу МВФ. Получается, Украина все требования выполнила, а потом «откатила» процесс назад. Я думаю, что миссию МВФ, как и нового транша, мы не увидим до тех пор, пока не будет реставрирована старая система борьбы с коррупцией», — говорит экономист Олег Пендзин.

Помимо прочего, проволочка с новым траншем МВФ может быть связана с бюджетным процессом, как это было в 2018 году. Для фонда важно понимать, с какими показателями страна будет двигаться в следующем году. То есть, деньги от МВФ могут поступить в ноябре, когда в Верховной Раде проголосуют за госбюджет-2021.  

Впрочем, есть риск, что в этом году транш фонда Украина вообще не увидит.

«Вероятность получения транша от МВФ конца года остается невысокой. Это объясняется тем, что наши западные партнеры внимательно отслеживают ситуацию и выдвигают требования, которые в основном сводятся к двум глобальным позициям: реальной борьбе с коррупцией и сокращению дефицита госбюджета на следующий год с демонстрацией средств его покрытия. Максимум, на что можно рассчитывать, так это на выполнение позиции по сокращению дефицита. Что же касается борьбы с коррупцией, то мы понимаем, что добиться быстрого успеха здесь не удастся», — комментирует глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

А экономист Александр Охрименко уточняет, что пока контакты между Украиной и МВФ останутся на прежнем уровне, а сам транш поступить только в 2021 году.

Почему для Украины так важен транш от МВФ? Дело в том, что сотрудничеств с фондом запускают процесс выделения средств от других зарубежных институций, в частности, от Всемирного Банка (кредит на 0,7 млрд долларов) и Европейской Комиссии (программа макрофинансовой помощи на 1,2 млрд евро).

«Деньги, которые пообещали ЕС и Всемирный Банк, привязаны под сотрудничество с МВФ. Не будет сотрудничества с МВФ — не будет средств от зарубежных партнеров», — объясняет политический эксперт Павел Рудяков.

Заместитель руководителя Офиса Президента Украины Игорь Жовква, комментируя программу макрофинансовой помощи, сказал следующее: «Действительно, есть привязка к нашей активности в отношениях с МВФ. Мы говорили о том, что мы на постоянной рабочей связи с европейским департаментом МВФ и миссией МВФ. Поэтому, когда последние вопросы, которые считаю более техническими, будут сняты, то ЕС нас четко заверил, что первый транш будет предоставлен».

Ранее Президент Владимир Зеленский в одном из интервью признавался, что сегодня украинская экономика выстроена так, что «без западных денег не можем прожить».

Читайте также по теме