Никита Бегаль
07:00 31/01/2019

Транзит газа: украинская ГТС на пороге обесценивания?  

Украина, зарабатывающая на транзите российского газа, теряет свои позиции из-за строительства Россией обходных газотранспортных маршрутов. Конкурентоспособность, а точнее жизнеспособность украинской ГТС зависит от новых договоренностей с «Газпромом». Времени остается немного, ведь действующий транзитный контракт истекает в этом году.

21 января в Брюсселе прошла встреча представителей Украины, России и Еврокомиссии. Предметом переговоров стал транзит российского через территорию Украины после 2019 года.  Участники консультаций не были щедры на подробности и конкретику, но по итогам саммита можно выделить три основных тезиса.

Первый. «Нафтогаз» готов пойти на уступки в своем последнем судебном иске к «Газпрому», сократив требования с 12 млрд до 2 млрд долларов. Это станет возможным, если «Газпром» обеспечит загрузку украинской ГТС, подписав новый долгосрочный контракт, учитывающий нормы и правила ЕС.  

Второй. «Газпром» заинтересован в продлении существующего контракта.  

Третий. Еврокомиссия сделала России и Украине предложение по будущему транзитному соглашению.

«С моей точки зрения, новый контракт должен быть долгосрочным — на 10 лет. Объемы должны быть коммерчески жизнеспособными, потому что мы должны привлечь инвестора в организацию и обновление украинской ГТС. И мы также хотели бы, чтобы это были европейские компании с высокой репутацией», — заявил вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович, добавив, что тариф на транзит должен отражать затраты на услугу и зависеть от забронированного объема транзита газа.

Глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев сказал, что инициатива от ЕС будет изучена компанией в ближайшие два месяца.

В тоже время министр энергетики РФ Александр Новак по итогам переговоров заявил, что Россия и Украина договорились в мае провести дополнительные министерские консультации.

Добавим, что прошедшая брюссельская встреча — это второй раунд трехсторонних переговоров по транзиту российского газа. Первый раунд, напомним, проходил в Берлине летом прошлого года. А в промежутке газовых саммитов стороны встречались на уровне экспертов.

Вообще, дебаты по транзиту — история не вчерашнего дня. Аспекты этого дела крайне важны для всех сторон переговоров. С одной стороны, на кону стоит жизнеспособность украинской ГТС и доходы восточноевропейских операторов, с другой — усиление «Газпрома» на европейском рынке за счет диверсификации логистики. Но все по порядку. Транспортировка российского газа через территорию Украины осуществляется согласно положениям договоров, подписанных между Москвой и Киевом в 2009 году. Впоследствии эти соглашения назвали кабальными для Украины, как в части поставок, так и транспортировки. 

А после аннексии Крыма и войны на Донбассе «газовый» спор двух стран перешел в судебную плоскость. Дело попало в Международный арбитражный суд Стокгольма. По итогам двух производств (по поставке и транзиту газа), «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» с учетом пени 2,6 млрд долларов. Этот долг российская сторона не признала и юридическая борьба продолжилась.

А в январе стало известно, что «Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитраж новый иск к России в связи с неизбежной потерей стоимости украинской ГТС после строительства газопровода «Северный поток-2». По этому маршруту, напомним, можно прокачивать до 55 млрд кубометров газа в год.

«В претензиях «Нафтогаза» по текущему иску из 12,5 миллиарда долларов около 10 миллиардов долларов связаны с прекращением транзита. Если транзит продолжится, в таком случае наш иск будет не на 12 миллиардов, а только на 2 миллиарда долларов, потому 2 миллиарда — это все равно часть расходов, которые не покрываются сейчас по текущему тарифу, даже без ускоренной амортизации ГТС», — заявил в Брюсселе исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

Украина хочет прокачивать до 110 млрд кубометров российского газа в год, обещая низкую транзитную ставку. В принципе это уже происходит. В январе НКРЭКУ  временно снизила тариф на транзит газа в два раза (ранее полная ставка транзита составляла 2,52 доллара на 1 тысячу кубометров на 100 км).

В России же всегда говорили о сохранении транзита, несмотря на проекты «Северный поток-2» и «Турецкий поток», чья первая нитка морской части уже запущена. Однако объемы будут совсем иными. 

Сегодня Украина транспортирует через свою территорию до 80 млрд кубометров российского газа в год, зарабатывая около 2 млрд долларов.

Но после 2019 года объемы прокачки могут сократиться до 10–15 млрд кубометров газа. Об этом публично заявляли в «Газпроме». При такой загрузке украинской ГТС не удастся выходить даже на нулевую рентабельность.

Как бы то ни было, в переговорном процессе наступает затишье, связанное с политическим циклом в Украине, говорят эксперты. 

«В ближайшие три месяца договоренностей между «Нафтогазом» и «Газпромом» по транзиту российского газа в ЕС ожидать не стоит. Коболев, как и Витренко, стоят на своих позициях, и до президентских выборов в Украине никто не ожидает никаких договоренностей. «Газпром» настаивает на Стокгольмском арбитраже, а «Нафтогаз» на длительном контракте и сохранении объемов газа. Здесь, помимо политических факторов, есть еще сугубо личностные. То есть, для « Газпрома» Коболев неприемлемый переговорщик»,- прогнозирует эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Европейский аналитик Яннис Пападонис отмечает, что в подписании контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом» крайне заинтересовано руководство ЕС, которое будет делать все возможное, чтобы Киев и Москва продолжили активное сотрудничество в энергетической сфере.

«Россия, например, может увеличить объемы транзитного топлива, а Украина, в свою очередь – отказаться от ряда претензий к российскому поставщику», — рассуждает он.

Комментируя прошедшие газовые переговоры в Брюсселе, эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев сказал следующее: «Европа в ближайшие 10 лет не сможет отказаться от российского газа и нам навязывают ненадежного партнера в виде РФ минимум на 10 лет.  Нам не нужен контракт с «Газпромом». Если речь идет о национальных  интересах Украины, то надо в первую очередь договариваться с европейскими потребителями. Если европейцам нужен российский газ, пусть они подпишут долгосрочные соглашения  с «Газпромом», а мы, как страна между Россией и Европой, через нашего оператора ГТС будем предоставлять ЕС услуги по транзиту энергоносителей».

Эксперт добавил, что после введения «Северного потока — 2» через Украину никогда больше не будет прокачиваться более 50 млрд кубометров газа в год.

 

Читайте также по теме