Эксперты видят заинтересованность власти в снятии депутатской неприкосновенности, в отмене мажоритарной системы выборов делающей нардепов зависимыми от партийного руководства. Прогнозируют девальвацию гривны.
«Слишком далеки от народа»
В воскресенье, 22 октября состоится вече, на котором митингующие у Верховной Рады будут решать, что им делать дальше. Часть организаторов заявила о «частичной победе» и выходе из акции. А партия «Рух новых сил» Михаила Саакашвили решила продолжать протест в формате палаточного городка возле парламента.
Напомним, что во вторник 17 октября под зданием Верховной Рады началась акция протеста, в ходе которой митингующие выдвинули требования к власти, которые сводились к трем пунктам: создать антикоррупционные суды, отменить депутатскую неприкосновенность и принять новый избирательный закон.
Политэксперт Елена Дьяченко удивляется: как можно требовать снять неприкосновенность с депутатов, а Президенту ее оставить? «Если они рассчитывают на голоса мазохистов, то вполне могут победить», — иронизирует она.
А политолог Владимир Фесенко заявил в СМИ: «Надо признать, что требования организаторов акции под Верховной Радой слишком далеки от интересов народа». Политолог Николай Спиридонов, соглашается с тем, что требования очень далеки от народа. Но отмечает: «Как ни парадоксально, некоторые из этих требований выгодны Президенту» (См. ИНФОГРАФИКУ).
«Частичной победой» митингующих считается то, что Верховная Рада направила на экспертизу в Конституционный суд страны два проекта о снятии неприкосновенности с депутатов и начав рассмотрение реформы избирательного законодательства. Но ни один из проектов не был одобрен.
В частности, В Конституционный суд был направлен президентский проект, который был зарегистрирован в Верховной Раде 17 октября. Он предусматривает снятие неприкосновенности с 1 января 2020 года. Таким образом, неприкосновенности лишается следующий состав парламента, который будет сформирован после выборов в октябре 2019 г.
Вместе с этим законопроектом, на рассмотрение КС отправился депутатский проект, предусматривающий немедленное снятие неприкосновенности, с момента опубликования закона. Поскольку речь идет о внесении изменений в Конституцию (ст.80), то голосование должно проходить в два этапа на двух сессиях рады. И, если для первого голосования достаточно 226 голосов, то ко второму чтению, после зимних каникул, потребуется 300. А если их не найдется, нардепы сохранят свою неприкосновенность.
На выборы они готовы пойти по нынешней, смешанной системе. Ни один из вариантов пропорциональной системы с открытыми списками, не нашел пока поддержки. 18 октября голосовали за три законопроекта: первый — авторства Юрия Мирошниченко («Оппозиционный блок»), второй «Батькивщины», (среди авторов — Юлия Тимошенко и Сергей Соболев), третий, авторами которого являются, в частности, депутаты Виктор Чумак и Леонид Емец.
Когда все три законопроекта провалились, спикер Андрей Парубий пошутил: «Мы прошли первый этап избирательной реформы». Это вызвало смех среди депутатов в сессионном зале.
США, МВФ, девальвация гривны
Как известно, Верховная Рада следующие две недели не работает в пленарном режиме — следующая пленарная неделя пройдет с 7 по 10 ноября. На ней будут рассматривать два избирательных кодекса. Один — народного депутата Валерия Писаренко (депутатская группа «Видродження»), соавтором другого является спикер Андрей Парубий. Смена избирательной системы часть коалиционного соглашения.
Политолог Сергей Белашко считает, что отмена мажоритарной системы позволит властям провести в парламент людей по заранее согласованному списку, и исключить неугодных.«Нынешняя Рада может согласиться на все что угодно, все зависит от цены вопроса. Думаю, что многих нардепов просто купят. Основная задача власти сделать парламент подконтрольным, управляемым и лояльным», — считает он.
Впрочем, к участникам протестов уже обратился премьер-министр Владимир Гройсман, заявив, что, дескать, поддерживает необходимость перемен в государстве, в том числе создания Антикоррупционного суда и отмены неприкосновенности депутатов, но «это не быстрый процесс».
По мнению Владимира Фесенко, главное требование митингующих касается именно антикоррупционных судов — остальное второстепенно.
Напомним, что в Раде было зарегистрировано два проекта. Один – предлагал создать отдельный Антикоррупционный суд. Другой — предусматривал создание антикоррупционных палат в существующих судах.
Оба проекта прошли рассмотрение Венецианской комиссии. Предложение создать палаты, комиссия отвергла, как не соответствующее тем обязательствам, которые взяла на себя Украина. Там подчеркнули, что следует создать именно антикоррупционный суд.
Но и поданный законопроект (авторы — Оксана Сироид, Егор Соболев, Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Светлана Залищук) об антикоррупционных судах, который находится в Раде, должен быть отозван. Вместо него Венецианская комиссия рекомендовала Президенту Украины внести законопроект от своего имени.
19 октября авторы законопроекта «Об антикоррупционных судах» отозвали его из Верховной Рады. Светлана Залищук заявила в СМИ, что авторы отозвали свой законопроект, чтобы расчистить дорогу Президенту.
Пока президентского законопроекта нет, хотя создание Антикоррупционного суда инспирировано США. Посол Мари Йованович особо напоминала об этом. Поскольку уже есть Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура (созданы при помощи США — Авт.). «Теперь важно получить вдобавок к этому адекватную судебную систему, которая сажала бы за решетку коррупционеров, вина которых доказана НАБУ и САП», — говорила посол в конце прошлого месяца.
Николай Спиридонов полагает, что нынешние протесты «частично» одобрены США. Там Саакашвили могли намекнуть на возможную поддержку в случае успеха.
А эксперт Александр Дубинский напоминает, что фоне протестов под украинским парламентом, в Вашингтоне идут переговоры правительства с МВФ. Там договариваются о новом транше в 1,9 млрд долларов, который призван стабилизировать курс гривны. Условием МВФ является дальнейшее повышение тарифов на газ для населения, еще на 17.6%.
Дубинский считает, что договоренности не будет. «Порошенко дать согласие Гройсману на такое повышение — не может. Потому что это ещё больше всколыхнет толпу. Поэтому кредита МВФ не будет — а значит, будет ползущая девальвация гривны», — резюмирует он.