Министерство финансов Украины планирует ввести в стране трехлетнее планирование бюджета. Об этом во время брифинга заявила глава ведомства Оксана Маркарова. «Стратегической целью остается все же введение трехлетнего бюджетирования, и в наших планах – ввести его еще до конца этого года», – отметила она. Поможет ли Украине такое планирование, насколько реалистично его ввести, а также как это повлияет на взаимоотношения с Западом – с такими вопросами ГолосUA обратился к экспертам.
Контроль Запада над украинской финансовой политикой
Соглашусь с мнением экспертов о том, что экономическое планирование на более длительный срок — вещь полезная. Обидно будет, если его будут принимать в ночное время в оперативном режиме, как это было с госбюджетом на 2019 год. Хотелось бы, чтобы оно объясняло, откуда Украине реально брать деньги на развитие реального сектора экономики (ведь существует не только заимствования), и какие власть видит механизмы расширения рынков сбыта как внутри страны, так и за ее пределами. Думаю, при нынешнем положении дел мы вряд ли увидим разумные ответы на эти вопросы, скорее, – как одолжить на «проедание» и как в разы сократить проедание, чтобы вернуть прежние долги.
«Планирование бюджета на несколько лет — нормальная практика, которая применяется во многих странах. Например, Россия несколько лет назад ввела трехлетнее бюджетное планирование. Понятно, что уже на следующий год эти планы в Украине реализовать нельзя, ведь бюджет уже принят. Очевидно, трехлетнее бюджетное планирование будет предметом дискуссий уже в следующем году, особенно весной-летом, когда ожидается, во-первых, перезагрузка власти и, во-вторых, должен быть подписан новый меморандум о сотрудничестве с МВФ», — заявил политолог Валентин Гайдай.
Хотя, в принципе, — перезагрузка власти и новый план сотрудничества с МВФ — вещи взаимосвязанные, отметил он.
«Кстати, говоря, о МВФ и других западных финансовых институциях, как ЕБРР, например, надо отметить, что идея о трехлетнем бюджетном планировании могла быть продиктована ими, так как видя перед собой главную смету сразу на 3 года, можно более четко планировать стратегию сотрудничества с Украиной по экономическим и финансовым программам», — сказал политолог.
То есть, речь идет о возможном контроле Западом нашей финансовой политики, но, повторюсь, пока об этом говорить рано, говорит В. Гайдай.
Как можно меньше государства в экономике
«Сама по себе идея абсолютно нормальна, если говорить об идее бюджетного планирования для того, чтобы понимать приоритеты в экономике, для того, чтобы понимать основы, на которых создается экономическая политика. Но, во-первых, у нас нет экономической политики. У нас есть Министерство экономической политики, но только по названию. Доминирующая философия или идеология правительства, это как можно меньше государства в экономике, а тем самым получается, что государство отдает. Если нет государственного регулирования, то это значит, что возникают какие-то полукриминальные схемы управления сферами экономики, или же создаются какие-то монополии частного характера», — заявил политолог Алексей Якубин.
Вот если бы у нас еще параллельно с этим была идея активной государственной политики в сфере экономики, создания приоритетных отраслей, способствованию экспорту, то в таком случае да, это было бы разумно, отметил он.
«Плюс второй нюанс – это фактор предвыборный. Я думаю то, что правительство сейчас инициирует эту идею – это попытка в какой-то мере повлиять на общественное мнение из серии, что «мы всерьез и надолго». Вот, «если мы сейчас будем создавать бюджетное планирование на три года, это означает, что мы надолго». Это, скорее всего, психологическая попытка повлиять на граждан, с одной стороны, а с другой стороны, это еще попытка послать некий сигнал внешним кредиторам», — сказал политолог.
Еще один фактор, на мой взгляд, состоит в том, что странно слышать от правительства о трехлетнем бюджетном планировании, если мы видим, что у нас в авральном порядке правительство постоянно пытается искать или дополнительные доходы в бюджет (вот, например, сейчас недополучение в Пенсионный фонд около 14 млрд гривен), говорит он.
Внешние долги и заимствования
«Правительство постоянно бюджетное планирование привязывает к внешним долгам, к внешнему заимствованию. Притом что мы понимаем, что внешнее заимствование – это достаточно непрогнозируемая вещь. Потому что сегодня кредиторы дают, а завтра могут и не давать. При той ситуации, которая есть у нас сейчас и при отсутствии разумной государственной политики в сфере экономики, когда бы правительство создавало условия для прихода инвесторов, частного государственного партнерства в создании предприятий. 3-летнее государственное планирование вряд ли создаст какую-то экономическую погоду», — заявил А. Якубин.
На самом деле, идея с трехлетним бюджетным планированием, скорее, ни о чем, отмечает политолог Николай Спиридонов.
«Потому что на самом деле ВР будет переизбрана быстрее, чем через год, и за все, что будет в эти годы, она просто не отвечает. Поэтому это просто красивые слова. Вот, например, в Китае лет на 50 планируют. Развитые страны должны планировать на десятилетия. Но в случае с нашей Радой — это просто пиар. Потому что у нас дальше, чем месяца на три, не планируют, и довольно наивно полагать, что депутаты нынешнего созыва в реалиях планируют что-то на три года», — резюмировал он.