Реформирование полиции хотят сделать бесконечным, но, по экспертному мнению, реформа не задалась. Дескать, «ребрендинг» дал лишь краткосрочный эффект. Теперь рядовых полицейских не хватает, а финансирование ведомства и штат руководства растет.
Красивые патрульные как имитация реформы
Три года назад, 4 июля 2015 года в Киеве на службу заступил первый батальон патрульной полиции в количестве 500 человек. Новая патрульная служба заменила ГАИ и патрульно-постовую службу. А закон «О Национальной полиции» Президент Петр Порошенко подписал только через месяц после этого — 4 августа 2014 года. Вступил в силу этот закон лишь 7 ноября 2015 года. С июля по ноябрь 2015 года Национальной полиции не существовало, полицейскими назывались только патрульные, которые, как и все другие сотрудники действовали согласно закону о милиции.
Тем не менее, в апреле нынешнего года Президент издал указ о праздновании дня Национальной полиции 4 июля.
Отметим, что в марте 2015 марте американской стороной было выделено 26,3 млн долларов на создание патрульной полиции. Именно патрульные полицейские долгое время воспринимались гражданами как «новая полиция» (хотя в Нацполицию, кроме патрульной, вошла уголовная полиция, органы досудебного расследования, спецназ, полиция охраны).
Три года назад ажиотаж вызывал внешний вид патрульных. Ведь униформа первых полицейских, которые вышли патрулировать улицы Киева, была получена в подарок от США (один комплект стоил 700 долларов).
Уже тогда директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечал: «Это — имитация реформы. По сути простой ребрендинг, который проводят за наш счет в надежде на кратковременный эффект социальной поддержки».
Теперь, в патрульной полиции – нехватка кадров.
«Сейчас у нас по штату 18 300 человек на всю страну, а свободных вакансий — 2000», — заявил в СМИ начальник департамента патрульной полиции Украины Евгений Жуков.
А заместитель главы Нацполиции, руководитель патрульной полиции Александр Фацевич сообщил в СМИ, что за пять месяцев текущего года из патрульных подразделений уволились около 400 человек По словам Фацевича, одна из причин увольнения — большая нагрузка.
Однако, СМИ, ссылаясь на бывших полицейских, пишут, что причина увольнений — низкая заработная плата. Отметим, что жалование в 8—10 тысяч гривен за три года не изменилось.
Впрочем, и качества самих патрульных вызывают вопросы. Милиционеров «старой» патрульно-постовой службы готовили 18 недель после обязательной службы в армии. А подготовка патрульного полицейского изначально рассчитывалась на 10 недель (стоимость подготовки одного патрульного — 182 тыс. гривен). Служить в армии, чтобы получить работу в полиции стало не нужно. В патрульные нанялись домохозяйки, банковские работники, менеджеры, учителя и др.
31 мая этого года министр внутренних дел Арсен Аваков презентовал Академию патрульной полиции. В тот же день состоялся выпуск первых 83 курсантов. Надо сказать, что академия не является высшим учебным заведением, вопреки названию. Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта заявил: «За красивым фасадом Академии патрульной полиции скрывается очередная афера».
«Красивый фасад» и много начальства
Сергей Шабовта называет реформу МВД «набором дешевых действий по приукрашиванию фасада». Он напоминает, что в законе Национальной полиции критерием успешности ее работы указана не борьба с преступностью, а уровень доверия населения, оценка которого должна проводиться некими независимыми социологическими службами в порядке, определенном Кабинетом Министров.
«Полицейские натренированы быть приветливыми только в показушных ситуациях, где можно заработать положительный балл с точки зрения общественного мнения. Во всех других ситуациях, где требуется мужество и высокая подготовка, новые полицейские проигрывают. Они абсолютно беспомощны в борьбе с радикальными группировками и преступностью», — считает Шабовта.
Отметим, что только в феврале этого года высшие учебные заведения социологии разработали опросник для граждан. А в июле полиция планирует запуск тендера для социологической службы, которая осуществит оценку уровня доверия населения. Завершить тендер среди социологических служб планируется до ноября. Затем они приступят к опросам, в том порядке, как решит Кабмин. Лишь по завершению этих опросов будет официально известен уровень доверия населения к полиции.
Все ранее, озвученные данные не соответствовали закону о Национальной полиции, и на оценку работы полицейских не влияли. Например, в середине прошлого года министр внутренних дел Аваков утверждал, что уровень доверия граждан полиции составляет 42%. А 20 декабря 2017 были обнародованы результаты исследования Киевского международного института социологии. Согласно этим данным, Национальной полиции доверяет 31% украинцев. А не доверяют полицейским — 37,4 % граждан. Баланс доверия к Национальной полиции отрицательный (- 6,4%).
При этом глава Национальной полиции Сергей Князев по итогам года заявлял, что его ведомство начало работать более эффективно и население доверяет полиции из-за роста раскрываемости преступлений.
Но эксперт группы по реформированию органов правопорядка Реанимационного пакета реформ Евгений Крапивин заявил в СМИ, что преступность на самом деле растет, просто полиция неохотно это отображает.
«Тут просто простые манипуляции с отсутствием регистрацией невыгодных дел», — утверждает он.
Манипуляции, по словам Крапивина, происходят с закрытием так называемых «висяков», когда у полиции нет подозреваемых. Дескать, когда нужно сделать «красивую» статистику такие дела закрывают. И показатель закрытых дел, которые влияют на раскрываемость, растет. Крапивин также заявил, что «никакого четкого плана развития у полиции нет». Дескать, из-за сложности определения понятия «реформа» нельзя однозначно сказать, что она завершена, провалена или продолжается.
Министр внутренних дел Арсен Аваков в 2015 году намечал 5-7 лет реформирования. А теперь он заявляет, что «реформа полиции закончится, когда закончится реформа общества», а сколько для этого потребуется времени – неизвестно.
Отметим, что в 2016 году на полицию было выделено 15 млрд гривен, в 2017 году – почти 17 млрд (в течение года вносились изменения), а в 2018 году Нацполиция получит 24 млрд гривен.
Если по состоянию на начало 2016 года в центральный аппарат Нацполиции входили 2300 сотрудников, то к началу 2017 года их численность выросла до 2347 человек, а к началу 2018 года — до 2 405. При этом, по состоянию на 1 января 2018 года, некомплект в остальных подразделениях Нацполиции составлял 15,9 тыс. человек.
Рядовых сотрудников не хватает, но суммарная численность центральных аппаратов МВД и Национальной полиции по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3 405 человек. Это на 752 человека больше, чем на начало 2014 года.