Политики, пришедшие к власти по результатам Евромайдана, вызывают разочарование в обществе, констатируют эксперты. А активисты заявляют, что нынешняя власть «хуже Януковича», хотя главное требование Майдана — Ассоциация с ЕС – выполнено. В чем же дело…
«Перерождение революции»
Три года назад, 23 февраля 2014 года, к исполнению обязанностей Президента Украины приступил председатель Верховной Рады Александр Турчинов. Спикером он стал после отставки Владимира Рыбака 22 февраля 2014 года . В тот же день Верховная Рада приняла постановление, в котором заявила о «самоустранении неконституционным способом» Президента Януковича от выполнения полномочий и назначении внеочередных выборов Президента на 25 мая.
Спустя три года Александр Турчинов работает секретарем СНБО, главой государства является Петр Порошенко. А события окончания Евромайдана были ознаменованы акциями протеста 18-22 февраля 2017 года. Въезды в столицу были окружены вооруженными блокпостами Нацгвардии, центр Киева перекрыт, на Майдане и прилегающих улицах стояли решетчатые ограждения с металлоискателями.Охрану порядка обеспечивали около 5 тысяч правоохранителей.
В ходе столкновений в центре Киева избили народного депутата Егора Соболева. Он сообщил, что правоохранителям «удалось уничтожить» митинг. «Нескольких задержать, нескольких сделать клиентами скорой, а главное разорвать палатку, которую мы хотели установить на углу Банковой и Институтской. Блестящая победа новой полиции вместе с Нацгвардией», — заявил он. А его коллега Семен Семенченко сетовал, что несколько человек получили ранения, одному мужчине разбили голову. «Это не полиция Украины. Это уже даже не Беркут», — восклицал он.
Последующие акции проходили более мирно. Активисты требовали снизить тарифы на ЖКХ, прекратить приватизацию госучреждений и торговлю с ДНР и ЛНР. А в случае отказа выполнить требования, протестующие сулили добиться досрочных выборов. А нынешнему составу Рады предложили, принять закон об импичменте Президента и уйти. Один из лидеров, выступая с трибуны парламента, заявил, что нынешняя власть Украины «еще хуже Януковича, потому что прикрывается патриотическими лозунгами».
Политтехнолог Сергей Гайдай заявил в СМИ, что протесты свидетельствуют о том, что государство работает неэффективно.А в обществе «есть максимальное разочарование в политиках». А директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев ранее констатировал «относительное, но все-таки перерождение революции».
Требование выполнено!
Из-за снижения уровня жизни большинство украинцев перестало доверять власти — свидетельствуют соцопросы. По мнению главы правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, такие настроения вызваны завышенными ожиданиями после Майдана, которые не оправдались и приводят к разочарованию.
«Движемся по традиционной украинской логике: шаг вперед, в сторону, назад. Но люди хотят быстрых и позитивных изменений. Возникает диссонанс между высокими ожиданиями, связанными с Майданом, и тем, что их значительная часть не оправдалась», — заявил Фесенко.
Впрочем, главное требование Майдана было выполнено. Соглашение об Ассоциации с Европейским союзом было подписано, и вступило в полную силу с 1 января 2016 года. Но оказалось, что уже к началу февраля основные торговые квоты Украиной были исчерпаны. По данным НБУ, за первые три квартала 2016 года торговля между Украиной и ЕС росла: в частности, экспорт увеличился на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, а импорт — на 6,6%.
И. о. гендиректора Украинской аграрной конфедерации Мария Дидух, пояснила, что в основном рост экспорта произошел благодаря агропродукции. «Активно продаются традиционные виды продукции — зерновые культуры, масло, плоды, орехи, мед, сок и т. Д.», — отмечает она.
Но чистый убыток Украины от ассоциации с ЕС в 2016 составил 520 млн долл. Экспорт в Россию за 2016 год обвалился на 25,6% – по сравнению с ростом торговли с ЕС на 3,7%. А эти 3.7% в денежном выражении составляют на 480 млн долл. Между тем министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив сообщил, что только потери от ограничений на транзит украинских товаров, введенных РФ в ответ на режим свободной торговли Украины с ЕС, составили 1 млрд долл. в год. Таким образом чистые потери валютных поступлений составляют 520 млн.
А за три года- с 2013 по 2016 годы его общий объем экспорта упал более чем вдвое – с 77 до 32,7 млрд долларов.Объем вывоза минеральной продукции (уголь, соль, руды, топливо) за последние три года сократился с 7,5 до 1,7 млрд долларов, продукции химпрома – с 4,3 до 1,4 млрд долларов, черных металлов – с 17,6 до 7,6 млрд долларов, а изделий из них – с 2,6 до 0,6 млрд долларов. В машиностроении за указанный период экспорт упал в 2,7 раза – с 10,3 до 3,8 млрд долларов .
В течение 2014 и 2015 годов, когда индекс промышленного производства упал соответственно на 10,7 и 13,4%. Под ударом оказалось машиностроение. В 2015 году «Антонов» собрал два самолета, а в 2016 году — ни одного. Запорожский автозавод, прекратил работу в начале прошлого года. В крайне тяжелом состоянии двигателестроительный холдинг «Мотор Сич» и днепропетровский ракетостроительный концерн «Южмаш».
«Преждевременные» выводы…
Среди требований и обещаний, звучавших на Евромайдане, упоминался безвизовый режим с Евросоюзом, которого до сих пор нет. Анонсировалась борьба с коррупцией. Ради нее в Украине созданы: НАБУ, НАПК, САП, Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики, Национальное агентство по вопросам розыска и управления активами, полученными коррупционным путем, в процессе создания Государственное бюро расследований, антикоррупционные суды.
Президент Порошенко заявляет: «Что у нас есть сейчас? Облава — сознательно использую это слово — которую ГПУ, НАБУ, СБУ и МВД устроили на коррупционеров, двигается с беспрецедентно широким охватом». Ранее (в 2014 году) он взял на себя личную ответственность. «За каждую реформу в команде будет отвечать один человек, конкретный человек. Причем я лично буду отвечать за борьбу с коррупцией»,- заявлял он.Однако, в августе 2016 года Порошенко в интервью CNN утверждал, что борьба с коррупцией не должна зависеть от Президента. Для этого, по его словам, есть соответствующие ведомства.
Отметим, что Украина 131-я из 176 стран в рейтинге восприятия коррупции Transparency International.
В целом раскрываемость уголовных преступлений в Украине упала ниже 30% от числа совершенных. Но повышать раскрываемость Майдан и не требовал. Тогда не было нужды. Там требовали расследовать избиение студентов, смерть «Небесной сотни».
Выступая на церемонии чествования памяти «Небесной сотни», Президент Петр Порошенко заявил, прошло еще слишком мало времени, чтобы делать выводы о том, ради чего погибли люди на Майдане:«Нам с вами и подавно рано собирать выводы, а тем более пессимистичные, о нашей Революции Достоинства. Начатые ею процессы — еще в полном разгаре, и я убежден в оптимистическом их завершении. Пройдет еще не один год изменений…».