Вита Середа
06:31 06/08/2011

Трипольская культура на обочине современности

Трипольской культурой в Украине будто бы все гордятся. Мол, как прекрасно, что 5 тысяч лет назад жили такие люди, лепили себе из глины кувшины, выращивали пшеницу и имели свою самобытную культуру. Однако если речь заходит, например, о том, что требуется финансирование, чтобы осуществлять археологические раскопки и изучать эту культуру, то здесь уже количество увлеченных возгласов резко уменьшается. В Черкасской области вот уже 30 лет продолжаются раскопки, которые проводит Институт археологии Академии наук Украины, однако о государственном финансировании речь не идет. Более того, десять последних лет раскопки финансируют иностранные предприниматели.

Раскопки развивают фантазию студентов

Каждое лето в село Тальянки, Тальновского района Черкасской области на научную конференцию собираются почтенные ученые из разных городов Украины, а также из России, Китая, Азербайджана, США, Болгарии, Румынии. Собираются, чтобы в числе прочего обсудить результаты исследований крупнейших в мире трипольских поселений-гигантов (450 гектаров), которое находится между селами Тяльянки и Легедзине. По словам руководителя научного проекта по исследованию поселений-гигантов трипольской культуры Алексея Корвин-Пиотровского, важность поселения трудно переоценить.

“Все говорят о том, настолько черкасская земля богата памятками. В мире много регионов, которые богаты археологическими памятками. Но только Черкасщина имеет поселения-гиганты. Это уникальная территория, которой в мире практически нет. Именно здесь был создан заповедник “Трипольская культура”, на территории которого находится музей. Мы его пополняем своими находками и этот музей уже известный в Украине, хотя и не полностью оборудован, но уже принимает туристов и показывает красоту энеолитической добы”, — рассказал А. Корвин-Пиотровский.

Он также объяснил, что из года в год раскопки помогают проводить студенты Национального университета “Киево-Могилянская академия” и Уманского педагогического университета имени Павла Тычины. Некоторые просто приезжает на традиционную двухнедельную практику, но есть и волонтеры, которые охотно проводят на раскопках месяц, а то и больше.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Богдан Белецкий — студент-философ факультета гуманитарных наук “Могилянки”. Он здесь самый настоящий старожил археологической экспедиции. В 2003 году впервые пришел сюда 12-летним мальчишкой и вот уже пятый год подряд каждое лето приезжает в Черкасскую область как волонтер. Говорит, что раскопки — это очень интересно: “Это как искусство. Когда работаешь, то открывается постоянно что-то новое, выстраиваются интересные картины. Главное — иметь хорошую фантазию. Тем более, что часто встречаются такие находки, как например, кувшин. Мне интересно прикоснуться к истории, сделать нечто полезное. Все находки похожи. Конечно — это черепки, косточки и обмазка. То есть, ничего значительного вроде статуэтки, мне не повезло еще найти. Раскопки у нас обычно длятся с 7 утра до 13 часов. Когда идет дождь, то раскопа нет, ибо болото, а когда очень печет солнце, то прячемся под деревья, отдыхаем. Главные наши инструменты — лопаты, щетки и ножи. К сожалению, не хватает финансирования на профессиональное археологическое оборудование, но и тем, что есть, мы можем также достойно работать”, — говорит Б. Белецкий.

По словам руководителя археологической экспедиции Владимира Круца, из трех тысяч жилищ, расположенных на площади в 450 гектаров, за 30 лет удалось полностью раскопать и исследовать только 46: “Так мы узнали, что здания трипольцев были двухэтажные. На первом этаже — хозяйственное помещение, а на втором — жилое. Чаще находим керамику, посуду, статуэтки — антропоморфные и зооморфные, орудия труда. Наши материалы хранятся в различных музеях Киева, Черкасс, Умани и в музее трипольской культуры в Легедзином”, — рассказал В. Круц.

Иностранцы больше интересуются историей Украины, чем сами украинцы

Что касается финансирования археологической экспедиции, то ее вот уже 10 лет финансирует руководитель британской инвестиционной компании, бизнесмен и меценат Бертран Кост. С 1994 года он начал заниматься бизнесом в Украине, и когда дела пошли в гору, то решил, что нужно сделать что-то хорошее для страны, которая приносит ему прибыль.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Бертран Кост.

“Традиции моей семьи — жить и работать так, чтобы творить, открывать и приумножать знания, красоту и добро в жизни. Что может быть важнее для человека? 50 лет назад мой дед основал в Америке благотворительный фонд “SEARCH Foundation”, задачей которого является финансирование культурных, социальных и научных проектов, которым сложно найти самостоятельно средства для своей работы. Когда я начал работать в Украине, то считал своим долгом оказать посильную помощь ученым, которые самоотверженно работают, чтобы открыть нашу общую историю, историю Европы, частью которой всегда была Украина. Для меня большая честь быть причастным к важной и трудной работе ученых, оказывать им поддержку и быть свидетелем того, как открываются новые страницы нашей общей истории”, — рассказал Бертран Кост.

Он также подчеркнул, что не инвестирует в раскопки и не ждет, что ему что-то перепадет из находок археологов. “Я не коллекционирую предметы трипольской культуры, поскольку это запрещено, потому что все, что здесь находят, принадлежит государству Украина. Я просто отдаю деньги на развитие, на проведение исследований для того, чтобы люди знали о том, кто они и откуда. Ежегодная сумма, которую мы выделяем на финансирование, — это около 30 тысяч долларов”, — признался Б. Кост.

Его сразу же спросили, не планирует ли он финансировать заповедник и музей, где хранятся находки. “При всем моем уважении к украинцам, я считаю, что иностранцы не обязаны за них делать всю работу. Я с удовольствием буду продолжать заниматься именно научной частью деятельности, буду финансировать раскопки и я надеюсь, что будет появляться какой-то интерес в украинской публики. Потому что есть много украинцев, интересующихся культурой, и в том числе представители государственных организаций, руководство страны, которое должно осуществлять работу в этом направлении и заниматься заповедником и музеем”, — подытожил Б. Кост.

На трипольских жилищах ежегодно выращивают кукурузу

Музей в селе Легедзине, в котором хранятся большинство артефактов, расположенный в помещении сельского фельдшерско-акушерского пункта. Частично отремонтирован внутри, он имеет ужасный внешний вид. В 2008 году финансирование Государственного историко-культурного заповедника “Трипольская культура”, в состав которого входит и музей, прекратилось. С тех пор от государства музейщики не получили ни копейки. Директор заповедника Владислав Чабанюк говорит, что заповедник имеет заповедную территорию, однако там обрабатывается земля.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

“На территории заповедника находятся 11 трипольских поселений-гигантов. Это все пахотная земля. Трипольцы селились на землях, которые на сегодня являются хорошими полями. И изменить назначение сельскохозяйственных земель на историко-культурное — это довольно сложно в нашей стране. Оказалось, что многие земли находятся в частной собственности. Мы изготовили уже документацию об изменении целевого назначения, но к сожалению, до сих пор воюем, потому что там очень много проблем. Если не удастся изменить ситуацию и не будет изменено целевое назначение земли, мы можем потерять большие площади трипольских поселений”, — объяснил В. Чабанюк. По его словам, ученые могут раскапывать остатки трипольского жилья, но земли обрабатываются и на них сеют кукурузу.

“Единственное, о чем договорились — чтобы на этих территориях не было глубокой вспашки. Будет даже уголовная ответственность, если там будет глубокая вспашка. Подписаны определенные документы об этом”, — заверил директор заповедника. Он не очень акцентировал внимание на этой досадной ситуации. Зато рассказал, что за 30 лет раскопок ученые нашли одно-единственное медное шило, все остальные находки — из глины.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

“Потому что трипольцы, когда переселялись и совершали сжигание жилья, то забирали с собой ценные вещи, а оставляли, по их мнению, всякий хлам — глиняная посуда, кубки, зернотерки и тому подобное. Ну это для них был хлам, а для нас сегодня это очень ценные находки. А вот посмотрите — пальчики (показывает кусок глины с отпечатками пальцев), можно положить сюда руку. Это следы замазывания, которым около 5 тысяч лет. Простой кусок глины, а несет очень ценную информацию, по которой мы можем воссоздать фрагменты пропавшего мира”, — отметил В. Чабанюк.

Читайте также по теме