Триумфаторами Одесского кинофестиваля стали российский и украинский фильмы

Киномарафон Одесского кинофестиваля закончился полной и безоговорочной победой российского фильма «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского. Картина получила самый престижный приз «Золотой Дюк», как лучший фильм, по мнению зрителей (на Одесском кинофестивале судьбу главной награды решает оценка публики). Свой приз «Географу…» вручило и международное жюри. Его председатель Александр Роднянский сказал: это беспрецедентный случай, когда совпало мнение профессионалов и широкого зрителя.  Также впервые триумфатором стало украинское кино. Картина Елены Фетисовой и Сержа Авердикяна «Параджанов» была удостоена звания победителя в украинской конкурсной программе, и бронзовым призером в общей зрительской оценке, уступив лишь «Географу…» и индийской ленте «Ланчбокс» Ритеша Батры.

В основе истории — пропитая жизнь школьного учителя

Впрочем, победу ленты «Географ  глобус пропил» можно было предугадать. Картина уже получила главную награду «Кинотавра», которым руководит Александр Роднянский. А участие в фильме Константина Хабенского в роли чудаковатого лузера-учителя предопределило симпатии зрителей. 

Фильм рассказывает о современной школе и царящих там нравах. И становится страшно от  того, какая пропасть отделяет этих циничных и жестоких школьников от  их «коллег» из фильма «Доживем до понедельника» 1968 года. Та картина тоже стала откровением для советского зрителя – школьники там влюблялись, и (о ужас!) целовались, но они были чисты и романтичны, с трепетом взирали в свое будущее. А школьный учитель в исполнении Вячеслава Тихонова стал кумиром целого поколения, благодаря уважению к детям, умению сопереживать, понимать проблемы молодых.

И вот новая революция в показе современной школы – «Географ глобус пропил». Продюсер Валерий Тодоровский со смехом рассказал, что под картину даже выбили какие-то государственный деньги. Ведь она попала в графу тем, требуемых департаментом кино   – образ современного учителя. Герой Хабенского – это ученый, уволенный за пьянство с научной кафедры. Переехав в Пермь, он от безденежья нанимается учителем в школу. И не важно, что по образованию он биолог. Директор прямо говорит заучу: где мы  посреди года найдем учителя, еще и мужчину? 

decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-07/22/MyLYtc7hbTcIZJsN/image/1.jpg" />

Хабенский играет образ человека, который ничего от жизни не ждет, а просто плывет по течению, не оказывая сопротивления невзгодам и трудностям. Лишний человек… Во многом его образ перекликается с главным героем из «Полетов во сне и наяву» Романа Балаяна. В картине есть даже несколько откровенных цитат из этой культовой картины 80-тых годов.

Но у персонажа Олега Янковского было яркое неприятие своей жизни, а вот герой Хабенского ни на что не ропщет. Жена его постоянно пилит и даже крутит роман с его более успешным другом. А географ  великодушно помогает им объединиться. В школе дети его оскорбляют, так он им отвечает взаимностью, коллеги его презирают – он молча презирает в ответ… И много пьет, пьет, курит, и снова пьет. Но картина смотрится легко и забавно, благодаря остроумным перепалкам-диалогам и откровенному черному юмору. К тому сам Хабенский, играя мудрого неудачника, вызывает симпатию зрителя даже в самых нелицеприятных ситуациях.

Запретная любовь

Единственное светлое пятно в жизни героя Хабенского – влюбленная юная школьница. Их отношения бурно развиваются во время похода всего класса по диким лесам Пермского края. Школьники спускаются на плоту по бурной реке, ночуют в палатках и часто рискуют жизнью. Во время одного из переходов чуть не гибнет сам учитель и сопровождающая его девочка.

Борьба за жизнь превращается для географа еще и в борьбу с сексуальными желаниями, ведь школьница просит его стать ее мужчиной. И тут впервые герой проявляет немыслимое усилие воли, сохранив чистоту их отношений. Закачивается все плачевно – девочка в нем разочаровывается, из школы его выгоняют, жена возвращается в семью, а он курит самокрутки из сухих листьев, так как нет денег даже на сигареты…

После просмотра картины остается странное послевкусье – лента вроде  и понравилась, время потрачено не бездарно, но к чему призывает эта история? То, что в России мужики пьют, ни для кого не секрет. И то, что многие опускаются и не могут найти свое место в жизни – тоже не новость. Но если «Полеты во сне и наяву» показали ужас лишнего человека на фоне советской агитации о передовиках труда и героях армии, то «Географ…» — только грустная констатация действительности. К тому явно негативный персонаж вызывает симпатию и одобрение публики. Ему сопереживают в самых патовых ситуациях, оправдывают его иждивенческий образ жизни и отсутствие ответственности за семью и даже чужих детей, вверенных ему школой. Не зря школьники его отблагодарили сатирическим фильмом «Географ глобус пропил», снятым на телефон. Современное видение школьных проблем…  

Все грани сумасшествий Параджанова

Успех украинского фильма «Параджанов» для многих стал неожиданностью. Картине прочили провал еще на стадии съемки. Все были уверены, что показать образ Параджанова в художественном фильме невозможно. Многие, знавшие режиссера при жизни, уверяли, что просто не пойдут смотреть такую бутафорию. Но готовая работа с уверенностью доказала – Серж Аведикян  очень адекватно и правдиво передал сложный характер свободолюбивого и яркого человека, каким был Сергей Параджанов.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-07/22/MyLYtc7hbTcIZJsN/image/2.jpg" />

Полуторачасовая лента вместила самые важные вехи жизни режиссера – съемки «Теней забытых предков», стычки с тоталитарным режимом, годы в тюрьме, где он пользовался уважением зеков, и последние страницы жизни, когда снимал «Легенду о Сурамской крепости». Возможно, картине немного не хватило нужного темпоритма, чтобы передать биение пульса Параджанова. Но история рассказана  авторами вполне убедительно. И самая главная удача ленты – это исполнители знаковых персонажей.

Прекрасна Юлия Пересильд в роли жены Светланы, убедителен Серж Аведикян, узнаваемы персонажи Юрия Ильенко, Марчелло Мастрояни и Софико Чиаурели.  В ленте даже не скрывается увлечение Параджанова красивым студентом, ставшее основанием для сфабрикованного обвинения в гомосексуализме. Но в целом фильм доносит до зрителя мысль, кем был человек Параджанов и что он сделал как мастер для украинского искусства.

Интересно, что награду за лучший украинский фильм Елена Фетисова и Серж Аведикян получили в годовщину смерти Параджанова – режиссера не стало именно в ночь на 21 июля 1990 года. Авторы фильма посчитали это знаком, что лента ему понравилась.

Сильными и по-европейски сделанными были и другие украинские картины – «Креденс» Валентина Васяновича, «Уроки украинского» Руслана Батицкого, «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого. Анатолий Матешко представил на фестивале тизер будущего фильма «Трубач» о подростках, увлеченных музыкой. Так что есть основание надеяться, что украинское кино потихоньку выползает из долгой спячки.

Читайте также по теме