В самое ближайшее время формат предстоящей интеграции нашей страны в структуры Европейского Союза может быть изменен. Причем, как оказалось, по настоятельной просьбе Российской Федерации, глава которой Владимир Путин на вчерашнем совещании в Минске убедил международное сообщество, включая наблюдателей ООН, в необходимости пересмотреть главные пункты Соглашения об Ассоциации (СА) Киева и Брюсселя. В российском предложении все расписано буквально по параграфам. Например, и Украина, и ЕС должны признать ситуацию на Донбассе отнюдь «не военным конфликтом», помощь Москвы мятежному украинскому региону – исключительно гуманитарной, а ополченцев так называемых «ДНР» и «ЛНР» «местными активистами», не имеющих никакого отношения к российской армии. Однако точку в этом заявлении ставить рано.
Владимир Владимирович знал, о чем говорил. С точки зрения международного права его аргументы не могут подвергаться никакому сомнению. В настоящее время доказательств прямого вмешательства Москвы во внутренние дела Украины нет. «Да, в донбасском регионе есть пророссийские силы, явно поддерживаемые русскими националистическими организациями и группировками, — сказал в специальном комментарии ГолосUA российский политолог Вячеслав Крупенин. – Но Кремль не позволит использовать свое реноме в противостоянии на Донбассе». Не позволит. Сейчас Москва требует удалить из Соглашения об Ассоциации, подписанном между Украиной и ЕС, несколько пунктов, считающихся принципиальными как для Киева, так и Брюсселя. В частности, речь идет о так называемой «переоценке ценностей» Объединенной Европы в контексте поставки в Бельгию и Германию продукции «Газпрома». Дескать, Украина действительно считается потенциальным союзником Евросоюза, но истина, в некотором роде представляемая топливом из РФ, для европейцев дороже.
«Ни для кого не секрет, что, выбирая между приятельскими отношениями и бизнесом, мы выбираем бизнес, как бы жестоко или жестко это ни звучало, — подчеркнул в комментарии корреспонденту ГолосUA бельгийский юрист Клаус Хофф. – Очередной холодной зимы Европа не переживет без российского топлива. Разве мы не обязаны поставить хотя бы троеточие во взаимоотношениях наших тех же потенциальных партнеров? И Украина, и Россия обязаны найти те грани соприкосновения, которые помогут поистине братским народам примириться и сделать так, чтобы все стороны в итоге остались в состоянии нормальных дипломатических контактов».
Что подразумевается под словосочетанием «нормальные дипломатические контакты», собеседник ГолосUA не уточнил. В принципе, этого и не нужно. По одному из параграфов договора с СА, Украина обязуется отказаться от прямых экспортных поставок в государства Таможенного Союза зерна и мяса. Если это произойдет, РФ, Казахстан и Китай откажутся от импорта украинской сахарной свеклы и кукурузы. В свою очередь, это ударит по тому же экспорту из Юго-восточной Азии в ЕС и США. В условиях мирового финансового кризиса Запад допустить этого не может.
Дальше – больше. Фактически, вносив в правки в СА, Россия попросила мировое сообщество дать справедливую оценку действиям украинских правоохранителей, задержавших своих соотечественников, заподозренных в симпатии к РФ. Согласно законам Объединенной Европы, пресловутая «симпатия» к государственным символам и даже армии другого государства преступлением не считается.
И, наконец, главное. Еще одной возможной поправкой в определенный параграф Соглашения об Ассоциации может стать пункт о свободе деятельности политических партий. А вот здесь Европе стоит задуматься. «Благословляя» интеграцию Киева ЕС не следует забывать о том, что сегодня в нашей стране открыта травля на одну из главных и уважаемых в народе сил – Коммунистическую партии Украины. Ни один из мало-мальски грамотных и прогрессивных юристов, в том числе и российских, этот факт из вида не упустил.
Поговаривают, что, даже, основываясь на этом «опыте», Евросоюз согласился пересмотреть свои контакты с командой Петра Порошенко. Верится с трудом, но поверить в это можно лишь по одной причине: Запад меркантилен. Следовательно, в упомянутых контактах с ЕС Киеву можно (или, вернее, необходимо) поставить не точку, а троеточие.