Неумение или нежелание зарабатывать деньги на имеющихся в собственности государства активах у нынешнего Кабмина уже стало притчей во языцех. Госсобственность распродается ударными темпами и бюджет стабильно теряет источники доходов, которые наполняли его в прошлом и могли бы наполнять и дальше. Вопреки мировой практике, а также логике и здравому смыслу в Украине приватизируются не убыточные предприятия, а флагманы индустрии и лидеры отраслей. Да и предприятия государственных монополий. Вообще-то, убыточность монополий это какое-то отечественное «ноу-хау», которое уже много лет используется для обогащения частных лиц за государственный счет без какой-либо ответственности чиновников за такое «покращення» жизни олигархов за бюджетные деньги.
Судьба украинского газового монополиста может стать такой печальной, как и судьба отечественных облгазов, распроданных за копейки и приносящих многосотмиллионые прибыли своим нынешнем владельцам. Чтобы приватизировать «Нафтогаз» украинская власть уже несколько лет пускается во все тяжкие: то вступит в Энергетическое сообщество, чтобы под видом адаптации к европейскому законодательству и выполнения международных обязательств разделить госкомпанию на несколько частей; то начнет делать странные телодвижения в сторону то ли продажи, то ли сдачи в аренду газотранспортной системы.
Визит Виктора Януковича в Москву, состоявшийся 4 марта только подлил масла в огонь процесса ликвидации «Нафтогаза». Как сообщает «Коммерсант-Украина», на последних переговорах «Газпром» потребовал внести в украинское законодательство изменения, которые бы гарантировали ему аренду газотранспортной системы при любой власти. Напомню, что согласно нормам, закрепленным в статье 7 закона «О трубопроводном транспорте» передача газотранспортной системы в аренду, концессию или лизинг – запрещена. Ликвидация именно этой нормы и есть требование «Газпрома». В свою очередь, в Минэнерго утверждают, что предлагали «Газпрому» варианты передачи трубопроводов в аренду без изменений законодательства. К примеру, «Газпром» мог бы выступить инвестором в новом газотранспортном консорциуме и таким образом получить доступ к ГТС. Но… очевидно юристы обратили внимание на тот факт, что просто вложения денег недостаточно, чтобы пользоваться украинской ГТС в качестве инвестора консорциума, так как возможность использования «трубы» появляется только тогда, когда будет построен новый трубопровод или реконструирован старый. Так что «Газпром» банально «не повелся» на предложение украинской стороны.
В свою очередь, эксперты ожидают, что парламентское большинство попытается внести в Раду необходимый законопроект уже в ближайшее время, поскольку в Раде есть лоббисты Дмитрия Фирташа и, если договор аренды будет заключен до 1 июня, то есть шанс, что «Нафтогаз» и Ostchem сэкономят около $2 млрд за полгода.
Исчезнувшие миллиарды
В таких рассуждениях экспертов энергорынка есть одно большое упущение, которое основывается на элементарном расчете прибыльности украинской ГТС от транзита. Заложенные в «Бюджет-2013» средства, получаемые от эксплуатации ГТС, в 8 раз ниже, чем операционная прибыль, которая должна туда поступать. В частности, доход от ГТС заложен на уровне 2,168 млрд. грн. При том, что длина украинской ГТС – 1100 км, стоимость прокачки 1000 кубометров газа – примерно $2,7-2,8 на расстояние в 100 км, общая мощность ГТС – 130 млрд. кубометров, из которых Украина для своих нужд потребляет меньше 50 млрд. Следовательно, от прокачки газа Украина должна получать как минимум $2,376 млрд. в год.
Формула расчета:
1100/100 = 11 тарифицируемых участков
(130 – 50)/1000 куб. м = 80 млн. порций газа
11*80 млн.*$2,7= $ 2,376 млрд.
Курс доллара 7,993 грн. за $1, т.е. за прокачку газа Украина должна получить 18,991 млрд. грн. Куда исчезли 16,823 млрд. грн.? А это и есть те самые $2 млрд, которые вроде как получится сэкономить.
Что-то очень удивительная экономия получается, ведь этих денег и сейчас в госбюджете нет! Тогда где же они? Вопрос, к сожалению, риторический…