Нынешняя «газовая» политика РФ, направленная на минимизацию использования украинской ГТС для транзита газа в Европу, скоро лишит Украину валютных поступлений и статуса страны с большим транзитным потенциалом.
В конце ноября стало известно, что российский «Газпром» согласовал с Еврокомиссией (ЕК) вопрос распределения мощностей газопровода OPAL, который является сухопутным продолжением «Северного потока», доставляющего газ из РФ в страны ЕС, минуя транзитные страны, включая Украину.
По словам зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева, изменения касаются доли доступа российской стороны к мощностям OPAL. Речь идет об 90%. При этом, как уточнил А. Медведев, новые правила могут заработать уже в январе 2017 года и будут действовать до 2033 года.
Новость о договоренности между РФ и ЕК циркулировала в СМИ еще в конце октября.
На эту информацию Украина отреагировала оперативно, заявив, что подобные решения идут вразрез с Соглашением об ассоциации Украина-ЕС.
Если новое решение вступит в силу, то Украина потеряет до 20% транзита российского газа, а в денежном выражении ежегодные потери составят около 425 млн долларов, подсчитали в НАК «Нафтогаз».
Надо отметить, что Россия и Германия, которая является активным потребителем российского «голубого топлива» (по итогам прошлого года ФРГ закупила у России 45,3 млрд. кубометров), уже давно пытались вывести проект OPAL из-под действия т.н. Третьего Энергопакета, который требует, чтобы 50 % газопровода принадлежало третьим сторонам. На это Кремль не мог пойти, утверждая, что «Газпром» является единственным поставщиком газопровода «Северный Поток», наполняющего в свою очередь OPAL.
На экономические угрозы, исходящие от решения ЕК и немецкого регулятора по OPAL, в Польше ответили иском к Еврокомиссии. Дело направили в суд ЕС.
«Мы не хотим, чтобы решение Еврокомиссии в любой форме вступило в силу. Решения и характер действий Еврокомиссии и Bundesnetzagentur (немецкий регулятор рынка – Ред.) беспрецедентны. Они отбрасывают развитие конкурентного рынка газа и расширяют привилегии «Газпрома», что в результате может привести к получению российской компанией монополии в поставках газа в центральную и восточную Европу. Это является серьезной угрозой для безопасности поставок газа в Польшу и весь регион», — отметил руководитель польской нефтегазовой компании PGNiG Петр Возьняк.
Украины также заявила о готовности присоединится к иску польских партнеров. Об этом изданию «Левый берег» сообщил источник в дипломатических кругах.
По словам собеседника издания, подобные решения могут создать для РФ прецедентную базу для проекта «Южный поток», который также должен соответствовать нормам Третьего Энергопакета.
По мнению заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, Украина слабо отстаивает свои интересы на Западе и ситуация вокруг OPAL только подтверждает это.
«Украине следовало бы больше давить на Европу, поскольку Соглашение об Ассоциации все же многостороннее. Европейские чиновники от нас требуют выполнения всех его пунктов, а мы как-то слабенько настаиваем на его выполнении. Сейчас можно только апеллировать к европейской стороне с требованием того, что она не соблюдает 274 статью Соглашения. В соответствии с ней, перед принятием таких решений, которые касаются общей инфраструктуры, в частности нефтегазовой, сторонам необходимо консультироваться друг с другом», — говорит он.
Напомним, в год за счет транзита российского газа Украина зарабатывает до 2 млрд долларов. За 11 месяцев страна увеличила прокачку российского газа до 73,5 млрд кубометров, что на 22,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в компании-операторе украинских ГТС ПАО «Укртрансгаз» рассчитывают, что по итогам текущего года транспортировка российского энергоресурса достигнет 80 млрд кубометров. Таким образом, к Украина выходит на показатели сезонов 2010-2013 гг.
Сегодня тариф, по которому Украина транспортирует российский газ через свою территорию, составляет 2,73 доллара за тысячу кубометров на 100 км, при этом украинская сторона видит его на уровне 4,5 доллара, но, согласно договоренностям «Нафтогаза» и «Газпрома», наша страна не может в одностороннем порядке менять его. Надо либо подписывать новый договор, либо ждать решения Стокгольмского арбитража, где сегодня рассматриваются обоюдные иски «Нафтогаза» и «Газпрома». Общая сумма претензий «Нафтогаза» составляет 28,3 млрд долларов и касаются компенсации за излишне уплаченные суммы за покупку газа в 2010-2015 гг. и возмещения по транзитному контракту. В свою очередь «Газпром» требует от «Нафтогаза» компенсации в 38,8 млрд долларов, значительная часть которой связана с нарушением принципа «бери или плати».
Как бы то ни было, после 2019 года, когда закончится действующие контракты между «Газпромом» и «Нафтогазом», РФ может полностью отказаться от услуг украинской ГТС, если будут реализованы проекты «Северной поток 2» и «Турецкий поток» в варианте двух ниток, а это суммарно около 85 млрд кубометров газа в год в обход Украины. Ранее, 6 декабря, президент Турции Реджеп Эрдоган подписал закон о ратификации соглашения с РФ по строительству «Турецкого потока». Потери Украины из-за газопровода по дну Черного моря составят ежегодно 600−900 млн долларов, а газопровод по дну Балтийского моря, строительство которого должно завершится до конца 2019 года, вообще сведет «транзитные» доходы Украины к нулю.
«Данная политика РФ была провозглашена еще пять лет назад, и она подразумевает уменьшение зависимости страны от Украины, Беларуси и Польши как транзитеров российских энергоресурсов. Так, РФ приняла решение формировать избыток трубопроводных мощностей, которые бы позволяли в случае ухудшения отношений с вышеперечисленными странами перенаправлять ресурсы в обход этих стран. Сейчас нашим политикам необходимо ответить на вопрос, какие функции будет выполнять ГТС Украины после 2019 года. То есть, после окончания контрактов «Нафтогаза» с «Газпромом», — говорит Г. Рябцев.