Дайана Банда
10:00 08/11/2014

«Трудноустройство» или почему переселенцев нигде не ждут

В начале осени в обществе робко заговорили о том, что переселенцы стали возвращаться на Донбасс и в Крым. Оценить картину объективно оказалось просто невозможным, потому что далеко не все переселенцы регистрировались по временному месту жительства, а если даже регистрация произошла, то о решении вернуться они государство не уведомляли. Реакция на возвращенцев последовала следующая – одни говорили: «Не понятно, зачем они это делают», вторые понимали: «В своем доме и стены помогают». Даже если эти стены разрушены. Корреспондент ГолосUA отчасти нашел разгадку возвращения тех, кто все силы приложил, чтобы уехать.

Государственный вклад

Директор общественной платформы «Волонтерская сотня» Наталья Воронкова прокомментировала сложившуюся ситуация так: «Они возвращаются, потому что хотят вернуться». И это правда. Присутствием или отсутствием желаний тяжело что-то аргументировать, но в данном случае нужно просто принять непреодолимую тягу людей к родному дому.

Но есть также вполне обоснованная причина того, что нигде в Украине большинство переселенцев не чувствуют себя комфортно – это невозможность создать условия жизни, подобные тем, что были на Донбассе. Препятствие №1 – отсутствие высокооплачиваемой работы. Именно высокооплачиваемой, потому что какая-нибудь работа всегда найдется, да только прожить на доходы от нее, не имея собственного жилья, почти невозможно. Позволено только существовать.

Рынок труда в Украине в целом болен с 2008 года. В какой-то момент, с 2011-2012 годов, наступила ремиссия, которую у нас принято называть стабильностью. То есть безработица была, но в пределах «нормы». 2014 год – это новый виток в развитии безработицы. Странно и несколько нереально выглядят цифры, приводимые Государственной службой статистики. Ведомство заявляет, что, к примеру, в сентябре официальный уровень незанятости в Украине (без учета Крыма и Севастополя) не изменился по сравнению с предыдущим месяцем и остался на уровне 1,6%. Такой уровень безработицы сохраняется в Украине с июля, три месяца подряд. Количество официально зарегистрированных безработных в Украине достигает 418 тысячи человек.

Почти полмиллиона безработных – это немало, но цифра нереальна хотя бы потому, что не понятно, каким образом Госстат получил данные с территорий Донбасса, не контролируемых украинской стороной.

Секрет статичности безработицы, скорее всего, кроется в слове «зарегистрированных». Люди, потерявшие работу, просто-напросто не становятся на государственный учет, что играет на руку правительству, чьи ежеквартальные отчеты, в конце концов, выглядят вполне прилично.

В августе министр социальной политики Людмила Денисова заявила, что меньше 7% зарегистрированных(!) переселенцев обратились в центры занятости за пособием и работой. На тот момент на учете в центрах занятости состояли лишь 5 тысяч человек, из которых только 800 были трудоустроены.

По мнению старшего преподавателя Института подготовки кадров Государственного центра занятости Василия Кострицы, переселенцы не имеют зачастую необходимых для обращения в центры занятости документов:

«Из того огромного числа людей из Донбасса, Крыма, к сожалению, ни так много обратились в службы занятости. И очень многие не могли обратиться, потому что их документы, трудовые книжки остались на тех предприятиях и в тех регионах, где они проживали. Это создает некоторую проблему, но, в то же время, для части таких категорий вопрос был решен двумя министерствами. Министерство образования и Министерство социальной политики решили по учителям этот вопрос и по медицинским работникам», – рассказал он.

Кстати, как бы ни было сложно, специалисты рекомендуют вынужденным переселенцам регистрироваться и восстанавливать документы в любом случае, при этом они не исключают, что спустя время будет все труднее доказать, что ты – выходец из Донбасса.

«В любом случае надо регистрироваться, бесспорно. Люди, которые покинули свои дома, обязательно должны регистрироваться и подтверждать свой статус с первых же дней. Это глупо – не зарегистрировать статус уязвимого лица, тем более что никаких особых препятствия возникать на этом пути не должно», – рекомендует адвокат и правозащитник Олег Левицкий.

Будут препятствия или нет, но переселенцам лучше зарегистрировать свой статус. В результате они смогут получить материальную помощь от государства, в том числе и пособие по безработице, а также получать по месту временного жительства пенсии и другие соцвыплаты. Не исключена государственная поддержка в поиске работы. Но в последнем случае не стоит забывать, что предложения государственной биржи труда в основном не высокооплачиваемы. Также есть возможность переквалифицироваться, получить более востребованную специальность за счет бюджетных денег.

«Краткосрочное решение проблемы – это пособие по безработице. Но люди не должны уповать только на то, что, вот, получаю пособие, а там – жизнь покажет. Нет, с первого дня, как человек становится безработным, надо сразу заниматься поисками работы. Мы в сегодняшней ситуации, к сожалению, не можем похвастаться в Украине приростом вакансий, то есть свободных рабочих мест. Да, есть вакансии, которые завязаны в основном на текучести кадров – кто-то уволился, кто-то замещает уволившихся работников на свободную вакансию. Их немного. В то же время, государственная служба занятости предлагает те же общественные работы различные. Это, в общем-то, кратковременное спасение, с одной стороны, с другой стороны – люди не остаются оторванными от трудовой жизни. Плюс, это хоть маленький, но доход в семейный бюджет. Также нужно думать о том, что, может быть, надо менять профессию, получать новую квалификацию. Для этого службы занятости предлагают достаточно большой выбор и рабочих профессий, и возможности обучения за счет Фонда страхования от безработицы. Для людей, которым свыше 45-ти лет, даже для тех, которые сегодня работают, но понимают, что могут со временем потерять работу, существует возможность получить в службе занятости ваучер для получения второго высшего образования, в том числе», – рассказал эксперт из Института подготовки кадров Госцентра занятости В. Кострица.

Сам не сделаешь…

Государство – это такая огромная бюрократическая машина, которая с трудом ворочается. Поэтому ждать от него оперативной помощи не приходится. Почти каждое ведомство ускоряет решение проблемы только в случае стимуляции (взятки, поощрения, скромной благодарности – называйте, как хотите).

В общем, нужно и самостоятельно заниматься поиском работы. Это очевидно. Но по словам руководителя Исследовательского центра интернет-ресурса по поиску работы и сотрудников HeadHunter Ульяны Масловой, у переселенцев с этим большие проблемы.

«Вопрос в том, как именно переселенцы ищут работу. Это проблема, на самом деле. Многие из этих людей работу всю свою жизнь искали через газеты, объявления на столбах и через знакомых, в то время как сейчас основные каналы поиска работы – это интернет и социальные сети. Мы работали с переселенцами многими и через волонтерские организации, и сами, напрямую. Это люди, для которых создать свое резюме онлайн, – большая проблема. Они не понимают, как им описать свои навыки, они не имеют достаточно терпения для того, чтобы искать и отбирать вакансии. Конечно, у любого человека – не только у того, кто недавно переехал, был вынужден покинуть свое жилье и пребывает в состоянии стресса – любому человеку тяжело полгода искать работу и не впасть в депрессию, не опустить руки», – рассказала У. Маслова.

На самом деле, поиск работы через друзей/знакомых – это распространенная практика во всей Украине, не только на Донбассе. Просто вынужденные переселенцы были отрезаны от родных городов и от родственных и дружеских связей, которые обеспечили бы поддержку при трудоустройстве.

Эксперт дала несколько советов по поиску работы для переселенцев. Хотя эти рекомендации могут быть полезными всем без исключения

  1. Рассматривайте поиск работы как работу.

Чувствуйте, что вы делаете нечто важное, что вы трудитесь.

  1. Уделяйте большое внимание своему резюме.

Нужно сесть и подумать, какие есть ключевые навыки, какие достижения были на предыдущих местах работы. Сейчас бизнес находится в тяжелой ситуации, ему необходимо выживать: на работу будут брать максимально работоспособного и квалифицированного работника, который готов работать за минимальные деньги. Оптимального объединения цены и качества ищут работодатели.

  1. Не откликайтесь на все вакансии подряд.

Откликайтесь только на предложения, которые на самом деле подходят и интересуют.

  1. Не бойтесь ходить на собеседования.

Нужно идти на собеседование хотя бы для того, чтобы научиться не волноваться, задавать вопросы рекрутерам и работодателям и отвечать на их хитрые вопросы.

  1. Готовьтесь к каждому собеседованию отдельно.

Изучайте, что за компания заинтересовалась вами, как она зарабатывает.

  1. «Продавайте» себя работодателю.

Нужно четко понимать, в чем ваша сильная сторона как работника, и словами «я креативный и ответственный» не обойдешься, необходимо объяснять, что «я хорошо решаю вот такие задачи, работаю с большими объемами работы, очень коммуникабельный» и так далее…

Кстати, некоторые работодатели идут навстречу переселенцам настолько, что размещают вакансии с замечанием, что они открыты только для тех, кто вынуждено покинул Донбасс и Крым.

Также в поиске работы может пригодиться ТОП-20 самых популярных резюме, согласно исследованию аналитиков карьерного портала rabota.ua. В первую двадцатку рейтинга вошли: продавец-консультант, бухгалтер, водитель, торговый представитель, администратор офиса, официант, секретарь, ассистент руководителя, строитель, менеджер по работе с персоналом, юрист, охранник, специалист складского хозяйства, рабочие специальности (производство), преподаватель, региональный менеджер, системный администратор, мерчендайзер, главный бухгалтер, специалист по продажам по телефону.

Прогнозы

Прогнозы экспертов сегодня напоминают, скорее, версии. Каждый день войны наносит новый удар по экономике страны и по благосостоянию отдельных семей. Растет количество переселенцев, а те, что возвращаются, находят лишь развалины, а никак не надежду на светлое будущее. Каждый убитый или тяжело раненый – это потеря кормильца семьи.

Директор Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины Элла Либанова говорит о том, что, с одной стороны, восстановление Донбасса после войны даст новые рабочие места, с другой – приведет к структурной безработице отдельной категории специалистов.

«На Востоке будет реализовываться стратегия возрождения Донбасса. Я надеюсь, что у власти хватит силы воли и ума не возрождать все шахты, потому что, по крайней мере, треть этих шахт – совершенно нерентабельна. Не нужно возрождать все предприятия добывающей промышленности и промышленности, которая не производит конечный продукт. Нам нужно ориентировать Донбасс на современные технологии, на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости. Это значит, что сегодняшние шахтеры, металлурги, некоторые машиностроители окажутся лишними на этом «празднике жизни». Это и есть структурная безработица. У них не будет той квалификации, которая будет нужна на новых предприятиях, и возникнет громадная проблема, потому что шахтеры, во-первых, очень плохо переобучаются, во-вторых, шахты очень часто являются градообразующим элементом в маленьких городах, то есть закрывается шахта – умирает город. И вот что в этом смысле надо делать – это отдельная серьезная проблема», – говорит эксперт.

В свою очередь, старший преподаватель Института подготовки кадров Государственного центра занятости Василий Кострица не считает ликвидацию шахт своевременным решением в условиях экономического упадка. По его мнению, население, занятое в угледобывающей промышленности, нужно поддержать.

«Эксперты говорят о том, что есть ряд затопленных шахт, которые вряд ли возможно будет восстановить – это прямые потери рабочих мест. На мой взгляд, те программы и предложения, которые существовали до конфликта – мол, давайте мы убыточные шахты будем закрывать – наверное, на данном этапе от них надо правительству отказываться и не предлагать, потому что шахтерам нужна работа и нужно создавать условия для работы на тех шахтах, которые остались. Может они (шахты – прим. ред.) и не прибыльные, убыточные, но поддерживать за счет государства, как это делалось и раньше, определенный период надо. Люди, которые всю жизнь или 10-20 лет проработали на шахте, вряд ли найдут себе другую занятость. Они не пойдут торговать на рынок. Чем будут заниматься? В начале 90-х такая попытка закрытия шахт была. В общем-то к чему привело? К монстрам-городкам шахтным и поселкам. Не только, кстати, в Украине. Такие последствия происходили во многих странах, где закрывали шахты и, в общем-то, не создавали условий для занятости тем людям, которые работали на шахтах. Таких примеров, к сожалению, не много позитивных – в том числе и в Бельгии, и в Германии. Процесс этот болезненный. А если взять страны, которые развиваются, и страны с переходной экономикой – хотя мы уже, вроде бы, в рыночной экономике – то та же проблема и в России, в латиноамериканских странах, которые закрывали шахты, та же проблема остается у нас. Я бы не торопился закрывать шахты, не предложив адекватной не только социальной защиты, а прежде всего – занятости этим людям», – говорит В.Кострица.

Действительно, если нерентабельные предприятия на Востоке Украины начнут закрываться, уровень жизни населения ухудшится, что приведет к дальнейшей эскалации конфликта. Так Украина не выйдет ни из экономического, ни из политического кризиса. С другой стороны, на Донбассе можно одним махом построить некую новую промышленную модель – это большое искушение, но для этого нужно иметь государственный ум – то есть ум всеобъемлющий, не преследующий сиюминутных выгод.

При этом та ситуация, что сложилась в Украине с переселенцами, с их бедностью и безработицей, возможно, по словам правозащитника О.Левицкого, является оптимальной для нашего государства. Слишком скромными ресурсами располагает страна.

«Мировой опыт – это опыт материальных возможностей. Если бы что-нибудь подобное произошло в богатой стране – Германии, США – переселенцы получили бы десятки, сотни тысяч кредитных средств по нулевой ставке для того, чтобы обустроиться на новом месте. В более уязвимых государствах в Африке, Азии люди не получили и вот этих 400-800 гривен помощи, вообще бы на них не обратили внимания и ограничились тем, что, может быть, пересчитали и заявили в ОНН – вот, у нас есть люди, умирающие от голода, дайте, пожалуйста хлеба», – отмечает О. Левицкий.

Скромные ресурсы, но львиные амбиции. Ведь риторика некоторых государственных деятелей поражает воинственностью, хотя стоит подумать о сохранении жизней, о том, как переселенцев вернуть домой и создать им там условия для проживания. А это вполне разумный путь. Молодые люди без семей или же молодые семьи как-то выкарабкаются, на что, видимо, и рассчитана социальная политика государства – такая себе «школа выживания». Но людям взрослым, которым больше 40 лет, трудно найти себя в новой реальности, им лучше вернуться. Они сами хотят вернуться. Но нужно давать им не «зеленые коридоры», а мир и безопасность для восстановления утраченного.

Читайте также по теме