Никита Бегаль
08:11 23/02/2019

Трудовая миграция: как проигрывает украинская экономика 

Сегодня заробитчане  – это экономические «костыли» для слабой Украины. Миллионы наших граждан на тех или иных условиях работают за рубежом, отдавая свои силы и умения ради процветания других стран. Несмотря на их значительный вклад в виде валютных поступлений, отток трудоспособного населения по-прежнему является угрозой  для будущего Украины.

Валютные переводы

Трудовая миграция из Украины в текущем году сохранит динамику 2018 года, считают в НБУ.

«Фактически по трудовой миграции ожидаем, что не будет значительного увеличения количества трудовых мигрантов. Количество людей, которые будут работать за рубежом, считаем, будет на уровне 2018 года», – сказал в январе директор Департамента монетарной политики НБУ Сергей Николайчук.

Позже заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова уточнила, что возможно даже замедление в связи с «выравниванием уровня заработных плат в Украине, возобновлением экономического роста, а также перенасыщенностью рынков наших ближайших соседей трудовыми ресурсами».

Если в 2018 году заробитчане перевели в Украину 11,6 млрд долларов, то в этом году поступления от них ожидается на уровне 12,2 млрд долларов.

Рост поступлений, как объяснили в НБУ, будет связан с  экономической ситуацией стран, где работают украинцы.

«Денежные переводы — все более весомый источник валютных поступлений в Украину. По данным Всемирного банка, начиная с 2016 года их объем устойчиво превышает 10% ВВП», – пишет на своей страничке в Facebook глава совета НБУ Богдан Данилишин.

Он отмечает, что четвертый год подряд растут денежные переводы из Польши  (до 3,6 млрд долларов), США  (до 0,8 млрд долларов), Чехии (до 0,8 млрд долларов).

Кроме того, фиксируется увеличение переводов из Италии, Великобритании, Германии, Кипра и Израиля.

При этом переводы из РФ, как пишет глава совета НБУ, сократились за последние годы с 1,7 млрд  до 1,1 млрд долларов.

Экономист Александр Охрименко говорит, что информация от НБУ касательно переводов не совсем точна.

«В НБУ посчитали только те средства, которые заработчане переводили из своих зарплат (11, 6 млрд долларов). Они не учитывали частные переводы. Вместе с ними получается 20 млрд долларов. Многие украинцы маскируют свои денежные переводы из-за границы и не указывают, что они являются зарплатой», — заявил  он.

Минус для экономики 

По подсчетам Министерства социальной политики, около 7-9 млн украинцев выезжают за границу на заработки, а 3,2 млн граждан работают за рубежом на постоянной основе. Больше всего украинцев в Польше – до 2 млн человек.

Конечно, деньги от заробитчан позитивно влияют на финансовую и валютно-курсовую ситуацию, оберегая платежный баланс от сильных  диспропорций.

Также денежные переводы усиливают внутреннее потребление, что приводит к росту ВВП. 

Но вместе с тем отток рабочей силы за границу несет угрозы. Он, во-первых, бьет по реальному сектору, в частности, промышленности, строительству и сельскому хозяйству.

Во-вторых, в условиях превалирования на рынке труда спроса над предложением компании и предприятия, чтобы удержать сотрудника от побега за границу, повышают зарплаты, отказываясь от инвестиционной деятельности.

В-третьих, при массовой трудовой миграции люди меньше платят налогов, а расходы бюджета остаются прежними. В этой ситуации нужно урезать расходы, что создает дополнительные препятствия для роста экономики.  

Согласно свежему исследованию консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), Украина заняла первое место среди европейских стран с самым стремительным сокращением трудоспособных ресурсов.

«Украина давно не находилась в ситуации тотального экономического кризиса, который привёл к кризису миграционному. Ответом на так называемые реформы действующего правительства стала массовая трудовая миграция», — отмечает экономист Игорь Гарбарук.

Он пояснил, что Украина давно стала «кадровым» донором развитых стран, которые благодаря вкладу наших граждан экономически процветают.

«Наша же страна получает лишь уменьшение налоговых поступлений и с каждым годом увеличивающуюся «дыру» в Пенсионном фонде, которая в этом году стала на 28,2 млрд гривен больше и достигла показателя в 167,5 млрд гривен», — резюмировал И. Гарбарук.

Читайте также по теме