Премьера картины "Легенда № 17" – о советском хоккеисте Валерии Харламове и советском тренере Анатолии Тарасове – пример адекватного зрительского кино с моралью, со сверхзадачей. И с намерением воспеть один из главных символов брежневской эпохи. А таковым тогда (кроме Аллы Пугачевой и Владимира Высоцкого) являлся хоккей!
"Легенда №17" – это повесть о настоящих "человеках" (перефразируя Б. Полевого). Это фильм о советских людях, остающимися людьми при разных обстоятельствах… При дефицитах, лишениях, слежках. При "закрытом занавесе". В фильме Лебедева нет идеализации этих людей – хоккеиста, тренера, целой команды. Но ощутимо упоенное восхищение силой духа того поколения. Когда в спорте и в жизни не все решали деньги и связи. А практически все решал – человеческий стоицизм, внутренняя порядочность, жажда самосовершенства. Ученик не предает тренера, отвергнув выгодные посылы стукачей. Униженный тренер не предает команду, провожая ее в час роковой на важный бой. Вся страна, как вся семья, болеет в ответственном матче "за Валеру", а значит, за Родину… Поскольку "Родина" – для героев картины, а значит, и для того поколения, вовсе не пустой звук, как для многих сегодня.
Используя современные кинотехнологии и бешеные ритмы голливудского образца, режиссер создает в хорошем смысле "советский" фильм. В нем есть герой. Положительный. А мы уж от такого отвыкли. Все чаще бандитов и клоунов в герои нам предлагают. Есть в этом сюжете и роковые жизненные обстоятельства. И сценаристом предусмотрен метод их преодоления. Как и в лучших советских фильмах (когда-то), здесь (и сейчас) просто прекрасно играют артисты. От всей души, как говорится. Никакой фальши или кривляния! Новый секс-символ российского кино Данила Козловский представляет своего Харламова, как человека с характером, а не как сладкую конфету в яркой обертке. Его герой одержим. И эта одержимость хоккеем — знак высочайшего профессионализма. Олег Меньшиков в роли тренера Тарасова (при разительном внешнем несоответствии!) все же заставляет простить этому актеру все его прежние грехи (недавние кинопровалы). Поскольку играет он – удивительно, экспрессивно, неистово. Как давненько уже не играл.
Бесспорно, эта лента как бы из старой подзабытой, давно снятой с производства линии – "делать жизнь с кого?" Как это с кого? С таких как герои этого кино. Харламов! Красавец, боец, победитель. С таких как Тарасов! Мудрец, упрямец, Учитель. Не случайно во время просмотра многие зрители шмыгают носами и утирают влажные глаза. Видимо, осознают – уж мало осталось таких настоящих героев, каких показали в премьерной картине. Впрочем, и родины той (СССР), рождавшей подобных героев, увы, тоже уже давно не осталось.