Цена проезда в коммунальном транспорте столицы с 1 января вырастет сразу в два с половиной раза с 8 грн до 20 грн. Неизбежно подорожают и маршрутки. Эксперты говорят, что перевозка пассажиров является общественно важной, а в мэрии решили «заложить политическую мину» накануне увольнения Кличко из КГГА.
Проездной на месяц обойдется в 2990 гривен
С начала 2022 года цены на проезд в общественном транспорте Киева повысят до 20 гривен. Решение у принято. Мэр Виталий Кличко заявил, что повышение стоимости проезда стало вынужденным шагом: «У нас действительно сложная ситуация в транспортной отрасли. И цена на проезд давно не соответствует его себестоимости».
Замглавы Киевской городской госадминистрации (КГГА) Николай Поворозник также заявил, что столица вынуждена повысить стоимость проезда в коммунальном общественном транспорте, «чтобы обеспечить его стабильную работу и безопасность перевозки пассажиров». «Одна поездка в коммунальном транспорте (метрополитене, трамвае, троллейбусе, автобусе) будет стоить 20 грн при покупке разового билета», –сообщил заместитель Кличко в КГГА.
Таким образом, тариф на проезд в коммунальном транспорте столицы с 1 января вырастет сразу в два с половиной раза с 8 грн до 20 грн.
Столичные власти обнародовали данные, исходя из которых, тариф на проезд, по их мнению, следует повысить. Так, по подсчетам столичных властей с момента последнего повышения тарифов в 2018 году существенно изменился ряд факторов: индекс потребительских цен 2018- 2021 составляет 130,6%, а учитывая прогнозные данные на 2022 год – 141,4%; минимальная зарплата увеличилась на 74,6%, а средняя зарплата в Киеве – на 54,3%; размер тарифа на электрическую энергию повысился на 84%; стоимость дизельного горючего увеличилась на 22,5%.
Отметим, что ни один из показателей не увеличился в два с половиной раза. А столичные власти, сообщая об экономически обоснованном тарифе на проезд, тотчас делают исключение. Так, покупка одноразового билета с 1 января обойдется 20 гривен (вместо нынешних 8), а проезд в том же транспорте владельцев «карты киевлянина» будет оцениваться в 12 грн. Этой картой пользуются пенсионеры и проезд по ней оплачивает городской бюджет.
То есть, когда властям приходится платить, экономически обоснованным тарифом оказывается сумма, выросшая не в два с половиной, а лишь в полтора раза. Гораздо ниже «экономически обоснованного» тарифа будет и оплата наперед.
Так, через электронный билет, при покупке 10-19 поездок стоимость одной поездки будет составлять 19 грн (сейчас 7,70 грн). При покупке пятидесяти поездок, каждая обойдется в 15 гривен. А по месячным проездным одна поездка будет стоить от 14,20 грн до 14,50 грн в зависимости от типа проездного. Стоимость проездного билета с неограниченным количеством поездок в месяц составит 2990 грн (сейчас 1300 грн), на 124 поездки – 1761 грн, на 92 поездки – 1316 грн, на 62 – 893 грн, а на 46 поездок – 667 грн.
Также остаются проездные билеты на 24 часа, 48 и 72 часа, по которым можно пользоваться разными видами транспорта. Правда стоить они будут: на 24 часа — 250 грн (вместо нынешних 100 грн), на 48 часов – 375 грн (вместо 150 грн), а на 72 часа 500 грн (сейчас 200 грн).
Отметим, что вслед за коммунальным транспортном, неизбежно подорожает проезд и в маршрутных такси. «После повышения тарифов на проезд в муниципальном транспорте до 20 гривен, частные перевозчики тоже поднимут проезд, но не до такой отметки. Считаю, что реальная себестоимость разовой поездки в общественном транспорте составляет 15 гривен», – говорит директор компании «Транс Групп» Владимир Назаренко.
Он не пояснил, что может сдерживать частных перевозчиков от повышения, и почему те должны брать с пассажиров меньше, чем в троллейбусе. Директор компании лишь констатировал: столичные перевозчики постепенно будут поднимать стоимость проезда.
«Закладывает политическую мину»
Эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов считает, что термин «экономически обоснованный тариф» является некорректным.
«Тариф – это вещь политическая. Он в любом городе мира является политическим. Как правило, перевозка пассажиров является общественно важной услугой, такой же, как и безопасность. На ней не зарабатывают, город всегда платит дотации за общественно важную услугу», — говорит он.
По словам эксперта, в любом крупном городе мира решают, какую часть себестоимости платит пассажир, а какую часть дотирует городской бюджет. Чиновники Киева, исходя из возможностей города, должны принимать решение какую часть расходов на перевозку пассажира покрыть из бюджета. «Не существует никакого экономически обоснованного тарифа. Тариф должен быть справедливым. Он не должен характеризоваться как высокий или низкий, а как справедливый», — говорит эксперт.
Отметим, что, рассказывая о необходимости повысить плату за проезд, мэр Виталий Кличко заявил: «Мы делаем все, чтобы киевляне могли с комфортом передвигаться по городу».
Политолог Андрей Золотарев иронизирует: «Кличко довольно специфически готовится к принятию изменений в закон о столице и возможной смене главы КГГА». Парламентский комитет по вопросам организации государственной власти уже рекомендовал Верховной Раде принять во втором чтении и в целом законопроект «О Киеве — столице Украины». Основная цель документа – разграничить полномочия городского головы и главы КГГА.
Сегодня обе должности занимает Виталий Кличко, ведь по действующему законодательству, избранного мэра Киева назначают и руководителем государственной администрации города. А по новому закону, Киевсовет получит свой собственный исполком, которым также будет руководить Виталий Кличко. А нового председателя КГГА назначит Президент Зеленский, поскольку, по законопроекту, мэр не может занимать данную должность. Основным претендентом на должность председателя КГГА, по данным СМИ, выступает нынешний министр развития общин и территорий Алексей Чернышов.
Спикер парламента Руслан Стефанчук анонсировал, что профильный комитет подготовит новую редакцию закона в ближайшее время, и проект будет вынесен на голосование. По слухам, которые муссируют в прессе, поставлена задача «закрыть вопрос» с законом о столице до Нового года.
Таким образом, новые цены на проезд будут введены в то время, как в Киеве может появится новый глава КГГА, конкурирующий за влияние с мэром Виталием Кличко.
Политолог Андрей Золотарев пишет в соцсети: «Окружение мэра уже закладывает политическую мину – решили с 1 января 2022 увеличить плату за проезд в общественном транспорте Киева до 20 грн. А потом, наверное, скажет – вот видите, какие последствия принятия закона о столице».
По мнению политолога, соратники Кличко 1 января снова расскажут, что «он ни в чем не виноват». А между тем, дела в столице находятся в запущенном состоянии. «Общественный транспорт почти развален, коммунальные предприятия превращены в «дойных коров», инженерные сети изношены и почти не модернизируются. Строительство объектов инфраструктуры метро или Подольского моста превращены в коррупционные долгострои», — описал политолог.
Андрей Золотарев приходит в вывод: «У Кличко просто заблаговременно пытаются переложить на кошельки людей проблему, которая не решалась годами».