Накануне Белый Дом выступил с очередным сенсационным заявлением, которое не на шутку встревожило экономических партнеров Вашингтона. Согласно официальной информации, администрация Дональда Трампа распорядилась повысить импортные пошлины на уран и «скорректировать в сторону увеличения» соответствующие тарифы на ввоз алюминия и стали. Как утверждают аналитики, это нанесет новый удар по интересам европейских производителей и добывающих компаний, и усугубит фактически развязанную 1 июня так называемую «торговую войну» между Америкой и Объединенной Европой. В том, что Брюссель сделает ответный ход, сомнений нет ни у кого.
Последние «изоляционные» меры Соединенных Штатов изначально были продиктованы, казалось бы, благими намерениями. Таким образом, американское руководство попыталось защитить отечественные корпорации, которые на деле не в состоянии выдержать конкуренции со стороны заокеанских предприятий. Команда Трампа даже попыталась успокоить Европу, утверждая, что соответствующие санкции направлены, главным образом, против России и Казахстана, являющихся главными экспортерами урана, а дополнительные «алюминиевые» ограничения отнюдь не приведут к краху компаний в ЕС.
Но вот ведь в чем дело – в США ядерное сырье поставляют не только Москва и Астана, но и Франция, Германия и даже частично Греция. В сочетании с повышением пошлин на продукцию сталелитейной промышленности «урановая инициатива» является для ЕС «ударом ниже пояса». «В данном конкретном случае убытки понесут сотни крупных заводов и фабрик на территории от Финляндии до Испании, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский обозреватель Янис Пападонис. – Здесь следует вспомнить, что только за полтора месяца, прошедших со дня введения Америкой первых санкций против компаний из Евросоюза, экономика Объединенной Европы понесла ущерб на общую сумму в несколько миллиардов евро, причем, подобная тенденция будет продолжаться». По словам эксперта, пресловутая Европа сделает все возможное, чтобы «достойно отразить» такой удар.
Делает. В начале июля нынешнего года в ответ на введенные Америкой ограничения Брюссель повысил пошлины на десятки товаров из США. Под частичное эмбарго попали виски, джинсы, мотоциклы и даже постельное белье американского производства. Что попадет в соответствующие списки на этот раз, пока сказать сложно, однако, по всей видимости, речь может идти о бытовой и компьютерной технике, автомобилях и еще не менее десяти наименований продукции, произведенной в Соединенных Штатах. «Наш (европейский, Ред.) ответ будет пропорциональным и полностью отвечающим основным постулатам Всемирной торговой организации, — заявила на днях Еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрём. – Отменить новые тарифы мы сможем только после того, как Америка пойдет на «зеркальные» уступки».
А вот здесь оговориться. В минувший вторник, 17 июля, Вашингтон официально обратился в ВТО с жалобой на ЕС из-за уже введенных Европой пошлин. Дескать, «ответные меры» являются недопустимыми, и могут привести к обвалу фондовых рынков. Фигурально выражаясь, Белый Дом поспешил подстраховаться на случай, если европейские запреты обрушат американский экспорт, что автоматически приведет к падению курса доллара. Однако подобная «страховка» может не сработать: жалобу Вашингтона в той же Всемирной торговой организации будут рассматривать другие ее постоянные члены, включая Россию, Китай и тот же Европейский Союз. «Шансов на то, что такая жалоба будет удовлетворена, практически нет», — резюмировал в комментарии ГолосUA американский эксперт Джереми Питтерс.
Как бы там ни было, в «торговой войне» Европы и Америки началась «цепная реакция». Предполагается, что уже в ближайшее время Брюссель – в обход американских запретов – активизирует свое сотрудничество с Исламской Республикой Иран. Помимо прочего, сразу несколько стран ЕС в одностороннем порядке снимут экономические санкции с Российской Федерации.
Чем завершится подобное противостояние, пока неясно. Предположить можно лишь одно – «торговая война» США и ЕС чревата серьезными глобальными экономическими проблемами, на решение которых мировому сообществу понадобятся месяцы, если не годы.