22 ноября станет днем определения. Это будет «последний и решительный» в этом сезоне бой между властью и оппозицией за право выбора. За дату выборов. За систему выборов. Как известно, 19 ноября 2010 года Конституционный суд рекомендовал проведение выборов в парламент в 2012-м году. Это решение было прогнозированным и члены фракции Партии регионов, и представители Банковой без стеснения его всячески анонсировали. Например, лидер фракции «регионалов» Александр Ефремов за день до официального вердикта Конституционного суда не сомневался в том, что люди в мантиях «отправят» парламент на выборы не через четыре месяца, как положено по «новой-старой» Конституции образца 1996 года, а через полтора года. Этого времени, регионалы полагают, им будет достаточно и для окончательного подавления оппозиции (прежде всего, в лице БЮТ) и для укрепления собственных властных позиций.
Как показало испытание местными выборами, рейтинги Партии регионов далеки от тех, которые озвучивает Анна Герман или Михаил Чечетов. Партия власти не так сильна, как может показаться, и если бы не мажоритарщики, то нынешняя победа в местные органы власти для нее обернулась бы откровенной неудачей. И так в ряде крупных областных центров (Харьков, Луганск) «регионалам» пришлось всеми правдами и неправдами «выгрызать» победу, уничтожать или покупать лояльность реальных фаворитов. А что будет через год? Партии власти волей-неволей, но придется проводить очень непопулярные реформы в экономике и социальной политике — а к чему это может привести мы уже сейчас видим по «майданным» выступлениям против Налогового кодекса. Поэтому политической силе Виктора Януковича необходимо время, чтобы собрать силы и ресурсы для нового – парламентского — рывка.
Разумеется, отсрочку выборов активно поддержали и литвиновцы, которые на местных выборах получили удручающий результат, и даже квазиоппозиционные нунсовцы, которые отдали за это решение 41 голос. Хоть «тушкой», но в парламенте — вот девиз верных ющенковцев. На этом фоне «принципиальность» представителей БЮТ (они всего 10 голосов «сдали» за конституционные новации ) для представителей власти должна выглядеть угрожающе. Это говорит о том, что Юлия Тимошенко и без мандата способна контролировать работу своей партии и фракции, которая сегодня настаивает (единственная из парламентских оппозиционных сил) на проведении выборов в Верховную Раду согласно действующей Конституции — в марте следующего года. В БЮТ считают, что в соответствии с Основным Законом Центризбирком обязан дать старт парламентской избирательной кампании 22 ноября 2010 года.
"Мы будем действовать согласно Конституции, а она определила, что срок полномочий Верховной Рады 4 года, а сами выборы — в последнее воскресенье марта 2011 года. И пока Конституция не изменена, нужно выполнять положения действующей", — заявил глава оппозиционного правительства Сергей Соболев. С ним солидарен и член ЦИК Андрей Мегера. По его мнению, "возможно, после того как в марте 2011 года пройдут выборы и такое решение будет принято парламентом в 300 голосов, то уже для следующего созыва будет срок 5 лет. А 22 ноября ЦИК обязана объявить старт избирательной кампании, потому что действует закон, который никто не отменял". /> По сути, 22 ноября должно стать еще днем проверки ЦИК «на прочность», и в понедельник члены Центральной избирательной комиссии соберутся на специальное совещание, целью которого будет обсуждение ключевого вопроса: соблюдать норму закона или ждать «отмашки» Чечетова, которая в последнее время подменяет собой и дух, и букву Конституции. Более чем вероятно, что после 22 ноября ЦИК, как и Конституционный суд, превратится в стол политических заказов, проигнорировав законодательные нормы в угоду политической целесообразности. А Украина «сдаст» еще одну демократическую позицию, постепенно опускаясь во мрак тоталитарного управления.
Впрочем, протимошенковская оппозиция уже выработала план действий на случай «отказа» Центризбиркома объявлять старт парламентской кампании в 2011 году. "Мы будем обращаться в судебные инстанции с требованием привлечь к ответственности тех членов ЦИК, которые не желают выполнять Конституцию. Мы будем также обращаться в международные институты, заявляя, что в Украине узурпирована власть". — говорят лидеры блока Тимошенко. В отличие от большинства украинских политических сил, БЮТ выгодно идти на парламентские выборы весной 2011 года: рейтинг партии власти падает, местные выборы показали рост общественного недоверия к ней, драконовский Налоговый кодекс уже мобилизовал на борьбу средний класс, а впереди еще и пенсионная реформа… В общем, поле для работы оппозиции более, чем широкое.
Правда, выход на него пока закрыт. Как известно, в пятницу Верховная Рада предварительно одобрила законопроект о внесении изменений в Конституцию, предусматривающий проведение очередных парламентских выборов в октябре 2012 года и президентских — в марте 2015 года. Но для того, чтобы эти изменения стали законодательной нормой необходимо еще одно парламентское голосование — на очередной сессии Верховной Рады, в начале будущего года. Судя по настроениям большинства депутатов, перенос сроков выборов будет поддержан.
Но пока… Пока действуют нормы Конституции-96, согласно которым надо объявлять и проводить парламентские выборы. Партия регионов сама загнала себя в правовую ловушку, отменив поспешно конституционную реформу и вернув к жизни Основной закон, согласно которому срок парламентской «жизни» — 4 года, а выборы проводятся в последнее воскресенье марта. Теперь перед партией власти стоит вопрос: как «обойти» Конституцию, как объяснять перенос даты выборов Верхоной Рады и увеличение сроков пролонгации работы парламента? Или — вообще не объяснять никому и ничего?
Месяц назад депутаты направили в Коснтитуционный суд новый вариант внесения изменений в Конституцию, который представлял собой попытку синхронизировать сроки полномочий президента, парламента Украины, Верховного совета Крыма и местных советов. Срок их работы определялся на 5 лет. Поэтому парламентарии предлагали рассмотреть Конституционному суду следующую норму: Президента страна выбирает в марте 2015 года, новый парламент — в октябре 2012 года. Как мы писали выше, в вердикте конституционных судей мало кто сомневался. При этом многие хотели, чтобы парламентским выборам вышла отсрочка. Банковая как бы пошла навстречу пожеланиям парламентских трудящихся: не секрет, что помимо Партии регионов, и Блок Литвина (теперь фракция Народной партии), и тот же полураспавшийся «НУ-НС» крайне заинтересованы в том, чтобы задержаться в коридорах власти. Но за все хорошее придется платить. Это аксиома, и Виктор Янукович пользуется и будет пользоваться ею как законом.
Поэтому в пятницу, 19 ноября, от парламента потребовали проявления максимальной лояльности, в виде одобрения конституционных изменений в 300 голосов. Банковой нужна была открытая демонстрация поддержки всех ее инициатив со стороны Верховной Рады и — разделение ответственности с депутатским корпусом, если придуманная схема вдруг даст сбой. Все-таки Виктор Янукович — не Виктор Медведчук, проводить многоходовые операции — это не его профиль. Он предпочитает силу жестких аргументов, поэтому руководить процессом подготовки парламента к постановке в позу «чего изволите?» был назначен Андрей Клюев. Работа с Радой у него налажена давно и прочно. Но в этот раз задача усложнялась. Для Андрея Петровича нынешний акт договоренности с парламентариями был еще и тестом на премьерскую пригодность: о том, что он сменит после Нового года Николая Азарова в кресле главы Кабмина говорят давно. С другой стороны, назначение Клюева главным переговорщиком говорит о слабости позиция спикера Литвина — с ним давно уже никто не считается как с главой Верховной Рады и не рассчитывает на его «рычаги». Владимиру Литвину милостиво позволяют «досидеть» спикерскую каденцию, вот и все. У парламента появился теневой начальник, и это еще один «итог» конституционных перемен.
В результате, нужный проект не только собрал 305 голосов депутатов. Они перевыполнили план. Верховная Рада также внесла изменения в регламент, согласно которым отменяется голосование именными бюллетенями за любые конституционные изменения. Теперь все просто: жми на кнопку под присмотром Михаила Чечетова. Бюллетени представляли собой хоть слабую, но опасность внутреннего сопротивления (мало ли ко и что там напишет в решающий момент?). Теперь и она ликвидирована. На следующей сессии остается только «вручную» еще раз проголосовать, и конституционные изменения о сроках выборов и сроках «жизни» ВР, Президента и местных советов станут частью Основного Закона. Для этого нужен вердикт Конституционного суда (имеется в наличии), предварительное одобрение 226 мандатами (есть 305 голосов «за»), и окончательное подтверждение в виде поддержки конституционного большинства на очередной сессии парламента.
То есть, основная работа по имплементации новых конституционных изменений проведена. И это несмотря на «досрочное голосование»: депутаты должны были минимум неделю рассматривать и согласовывать новые поправки, касающиеся временных электоральных рамок. Тем более, что в принятом проекте не все гладко: Виктор Янукович был избран главой государства в феврале 2010. Если же очередные выборы Президента состоятся в марте 2015, то присягу очередной Президент примет аж в апреле, то есть, лишних два месяца Виктор Федорович еще будет руководить Украиной. Мелочь, а неконституционно…
Тем не менее, Владимир Литвин, обрадованный перспективой еще полтора года рулить нынешним парламентом, проигнорировал эти условности и проект в зал Верховной Рады вынес. Теперь надо ожидать когда этот проект изменений превратится в полноценный закон, еще пару месяцев. Нет оснований сомневаться, что «номер пройдет». Интрига с временными рамками выборов снята. На пороге интрига новая — правила проведения электоральных игрищ, принятие «свеженького» избирательного закона.