Арабские революции, охватившие пожаром Тунис, Египет, Иорданию стали грозным сигналом как для Ближнего Востока, так и для относительно благополучных стан Западной и Восточной Европы. Уже сегодня говорят о возможности переброса воинственного пламени на Сирию и Турцию и на некоторые страны центральной Азии.Угроза правящим там режимам налицо: ведь то, что сегодня происходит на центральных площадях Каира или Туниса было невозможно еще несколько лет назад. События в Иордании или Египте у украинцев способны вызвать определенную ностальгию: Украина прошла этот путь народных восстаний в 2004-м году.« Оранжевая революция» привела на Олимп власти Виктора Ющенко, а «революция роз» сделала президентом Грузии Михаила Саакашвили.
Однако, есть ли опасность повторения пройденного как в странах бывшего Советского Союза, так и на Ближнем Востоке, в Алжире или Йемене, которые пару десятков лет назад «прошли» через революции и гражданские войны? Какие противоядия сейчас существуют в мире против распространения «цветных» восстаний? Какой должна быть власть, чтобы не допустить социальных и политических взрывов, многотысячных акций протеста, как волной смывающих устоявшиеся системы управления? Попробуем разобраться в причинах восстаний, который сейчас будоражат весь арабский мир.
По большому счету, народные выступления в Египте, Тунисе, Иордании объединяют не усиление исламистских идей и не политические требования демократии, свободы слова, прав человека. Еще вчера мало кто мог предположить, что в маленьком мирном Тунисе народные выступления приведут к отставке президента страны Зина аль-Абидин бен Али. Похоже, считанные дни остались и египетскому лидеру Хосни Мубараку, который не сумел передать власть своему сыну и утратил контроль над временным правительством. И Тунис, и Египет – страны хоть и мусульманские, но мирные, светские. В этом неоднократно могли убедиться наши туристы, спокойно и беспечно отдыхавшие до недавнего времени на берегах Красного моря.
И вдруг — митинги и погромы, самосожжения и вандализм. Причем, несложно заметить, что возглавляют их не политики, не лидеры оппозиционных или радикальных исламистских движений: народ самоорганизуется и выходит на акции протеста. Нечто похожее было в Украине зимой 2010, когда на площади страны вышли тысячи украинцев, протестующий против несправедливого Налогового кодекса. Почему эта акция не получила своего развития? Наверное, по той же причине, что переворотов не стоит ожидать и Алжире, в 1991-м пережившем гражданскую войну. По самым скромным подсчетам тогда погибло более 200 тысяч человек. И сейчас, как бы не сильны были волнения в соседних странах, в Алжире вряд ли стоит ожидать подобия «жасминовой революции» — настолько сильна историческая память и боль от пережитой войны двадцатилетней давности. Украина также получила прививку от «оранжевой революции» и теперь крайне осторожно относится ко всякого рода массовым «заварушкам». Тем более, инспирированным.
Да, основной причиной народных волнений в странах арабского мира все-таки являются три фактора: низкий уровень жизнь, крайнее социальное расслоение и пренебрежение правителей к развитию страны, интересам людей, экономическим и социальным реформам. Они так долго находились при власти, что утратили всякую связь с реальностью. Нельзя было не замечать рост безработицы (15-25%), повышение цен на продукты питания, низкий уровень ВВП, а также засилье коррупции и кумовства при власти.
По уровню жизни Египет находится на 112 месте, а в Тунисе уровень безработицы достигает 20 процентов. И так много лет подряд, ничего не меняя. В конце-концов, народ в Тунисе устал от 23-летнего правления Бен Али, а в Египте от двадцатилетнего руководства Мубарака. Престарелые правители так или иначе ассоциировались со старыми методами управления в быстроразвивающемся мире. И не замечали этого только сами лидеры Египта и Туниса, как не замечал народного негодования Виктор Ющенко, окруживший себя кумовьями, боченками с медом и историческими раритетами. За это и поплатился…
Однако, экономическая составляющая — это только одна из причин череды жасминовых революций в странах Ближнего Востока. Гораздо более сильным катализатором является «изношенность» политической системы этих государств. Созданные правителями кланы и системы распределения эксплуатировались десятилетиями, и, в конце концов, привели к колоссальному социальному расслоению. Это даже не борьба против старых (в моральном и физическом плане) глав государств и их методов управления-подавления, это борьба нищего народа с обогатившимися и жирующими управленцами. Потому что нельзя жить на 3 доллара в день и спокойно наблюдать, как твой президент пакует самолеты золотом, банкнотами и антикварной мебелью.
Проблема тех, кто доживает последние дни у власти в этих странах заключается в том, что они отказались и от проведения экономическо-социальных реформ, и от относительно демократических выборов, и от перераспределения финансовых потоков от добычи нефти, природных ресурсов, туризма и других благ в пользу населения. Проще говоря, надо было делиться. Мало ведь кто верит в то, что пламя восстаний затронет Катар или ОАЭ, где правители относительно справедливо распределяют доходы в виде нефтедолларов и тем самым нивелируют возможность любых восстаний и акций протеста.
Еще одна составляющая — зависимость лидеров «восставших» стран от политики США. Египет в большей мере, а Тунис и Иордания в меньшей, находились под «опекой» США, реализуя согласованную с Вашингтоном внешнюю политику. Отсутствие самостоятельности в вопросах внешней и внутренней стратегии также стала одной из причин того, что ни Мубарак ни Бен Али не смогли в нужный момент удержать ситуацию под контролем. Причина? Рейтинг влияния США в мире падает, а вместе с ним автоматически ослабевает влияние «постановочных правительств» в других странах мира. Тем очевидней проамериканская подоплека «цветных революций» 2011 года, как бы кто ни уверял, что Вашингтон сегодня занят решением совершенно других проблем и ему не до подготовки восстаний в арабских странах.
Но конфликты и волнения на Ближнем Востоке явно имеют «проамериканских режиссеров», как это было в Украине, Грузии, Киргизии, Молдове. Это видно даже по тому, что накануне выступлений в арабских странах, на одном из американских сайтов появился формальный график революционных акций в Тунисе и Египте, а президент США Барак Обама начал требовать немедленной передачи власти в Египте после того, как Мубарак заявил о том, что не пойдет на участие в следующих выборах. Фактически, США, похоже, намерены взорвать ситуацию на Ближнем Востоке, спровоцировав приход к власти исламских партий и движений. А чем это заканчивается, мы все видим по «отношениям» между Россией и Чечней. Естественно, что ни о какой демократии речь уже не зайдет: в мусульманском мире с этим строго. Зато напряжение, связанное с переделом сфер влияния и установлением новых режимов на Ближнем Востоке спровоцируют рост цен на нефть, и как следствие, проблемы с евро и Евросоюзом.
Возьмем, к примеру, Украину. Выборы, которые привели к смещению проамериканского президента Ющенко, привели к власти «несговорчивого» Виктора Януковича. Вряд ли смог бы Виктор Федорович одержать победу, если бы его соперниками не были политики, которых откровенно поддерживал Вашингтон. Ни Тимошенко, ни Ющенко не смогли удержать власть по той же причине, по какой сейчас валятся правительства в арабских странах: зависимость от внешних факторов влияния, разгул коррупции, разоряющая страну экономическая политика.
Видимо, поэтому, нынешний украинский лидер выбрал не безоговорочную евроатлантическую политику, а политику многовекторности, используя крайне выгодное международное и географическое положение Украины. Кстати, именно такая позиция вызывает резкую критику международных визитов Януковича со стороны его политических оппонентов. А сегодня лидеры оппозиции с надеждой проводят аналогии между арабскими восстаниями и перспективой «взрывов» в Украине в недалеком будущем. Об этом открыто говорит лидер БЮТ Юлия Тимошенко и лидеры «Народной самообороны» Юрий Луценко, о цветных революциях вспоминает и окружение Виктора Ющенко…
Недаром же оппозиция сегодня выступает не столько с политическими требованиями, сколько с критикой реформаторских действий новой власти, протестует против преобразований в судебной сфере. Достаточно напомнить, что лейтмотив оппозиционных мессиджей последних дней: цена на гречку и рост цен на бензин. Хотя у альтернативных власти партий достаточно причин (есть и было) для политических маршей: выборы в Верховную Раду, оспаривание в конституционном суде легитимности голосования за конституционные изменения, политические репрессии, наступление на свободу слова. Но этих лозунгов почти не слышно.
Дело в том, что изучив предпосылки массовых выступлений в Иордании, Египте и Тунисе, наша оппозиция пришла к выводу, что требование политических свобод не может стать эффективным катализатором акций протеста и создания «майданов». И сегодня оппозиции для успеха необходимо раскачивать изо всех сил социально-экономическую лодку, заявляя о невозможном росте цен на продукты первой необходимости, бить в колокола по поводу роста тарифов, пенять на пенсионную реформу. Понимая это, Виктор Янукович так быстро и пошел на проведение довольно жестких, но необходимых реформ, прежде всего в административной сфере. Реализуя стратегию укрепления власти, пойдя на проведение экономических реформ, он пытается обезопасить себя от волнений, подобных тем, которые сейчас происходят на Ближнем Востоке.
Точно также, как внешнеполитическая независимость «бацьки» Лукашенко, его неизменный авторитет в Белоруси делают эту страну «закрытой зоной» для проникновения революционного вируса. Достаточно вспомнить выборы президента в декабре 2010 года, где Александр Лукашенко с легкостью одолел в четвертый раз всех политических соперников. Попытки оспорить результаты президентских выборов оппозиционными лидерами Белоруссии, их воззвания к европейской общественности, а также митинги протеста на главной площади Минска не закончились никакой бархатной революцией. Хотя четвертый срок «батьки» Лукашенко в президентском кресле не вписывается в европейские понятия о демократии, но достойный уровень жизни в Белоруси, экономический рост, невысокий показатель безработицы, социальная стабильность — все эти факторы вот уже много лет подряд перевешивают чашу весов.
Вывод один: система защиты от цветочных и цветных революций, подразумевающих не просто смену недемократичной власти, но и установление контролируемых правителей, вырабатывается несколькими способами. Первый: жесткий и решительный демонтаж систем, построенных вождями «цветных революций». Второй: создание условий внутри страны, исключающих предпосылки для восстаний любого характера.