К «Евро-2012» можно относиться по-разному: кто-то радовался празднику футбола, кто-то считал насколько увеличились его расходы на еду и проезд во время проведения чемпионата, а кто-то справедливо отмечал, что за те деньги, «выкинутые» из госбюджета на проведение шоу, можно было построить не пару стадионов и терминалов в аэропортах, а десяток городов-стотысячников. Но кроме радости «Евро-2012» стало еще и «информационным туманом», в котором весьма успешно скрываются намерения власти доприватизировать все оставшиеся у государства ценные активы.
Но только «Евро-2012» для создания качественного тумана не хватило. И тут на помощь пришла украинская национальная игра под названием: «измени Конституцию». 20 июня заработала Конституционная Ассамблея и новости закрутились вокруг нее. А ведь июнь должен был запомниться совершенно иными событиями. В частности, решением украинских властей начать приватизацию «Нафтогаза». Вроде бы во исполнение Европейской энергетической хартии, которую нас в общем-то никто и не собирался заставлять исполнять. Но… Кабмин распорядился превратить компании «Укртрансгаз» и «Укргазвыдобування» в публичные акционерные общества. Соответствующее распоряжение «О реорганизации дочерних компаний Национальной акционерной компании» (№ 360-р) от 13 июня обнародовано на сайте правительства. То есть деньги от добычи газа и его транспортировки по ГТС в скором времени потекут в чьи-то руки и будут оминать госбюджет.
Также июнь должен был запомниться и снятием последних ограничений на продажу земли. Её можно будет вскоре купить. Дешево. Очень дешево. Об этом рассказал 30 июня заместитель председателя Госземагентства Украины Евгений Бердников. «Размер нормативной денежной оценки 1 га украинских черноземов приблизительно составляет 21 тысячу гривен. Но это нормативная оценка, которая соответствует реалиям сегодняшнего дня», — отметил чиновник. При этом он добавил, что на начальном этапе введения земельного рынка земли сельхозназначения будут стоить от 300 до 1 тысячи долларов за гектар.
Приватизируют также и «Укрзализницу». Она, дескать, убыточная. Ну а как попадет в частные руки – сразу станет прибыльной. Для этого надо всего-ничего: поотменять все поезда дальнего следования и вместо них пустить электрички «Хюндай». С ценой билета выше, чем на авиарейсы между европейскими столицами! И тогда железная дорога точно станет прибыльной.
А напоследок, — подарок от Нацбанка. Аккурат в День Конституции, глава НБУ Сергей Арбузов, очевидно озаботившись тем, чтобы украинцы помнили, в какой стране живут, «порадовал» всех весьма впечатляющим заявлением: гривне суждено девальвировать. Прямо так и сказал: «девальвация гривны в стране возможна».
Так что те, кто до сих пор верил в «экономические успехи Украины» и надеялся, что очередная волна кризиса пройдет мимо, могут начинать пересматривать свои воззрения. Распродажа земли, последних ликвидных активов государства (после «Нафтогаза» и «Укрзализницы», очевидно продадут АЭС и ГЭС), девальвации гривны и прочие радости жизни – грядут. Если кто-то продолжает считать, что цены на билеты в чудо-электричках «Хюндай» чрезмерно высоки, то уже к весне будущего года у них появится возможность убедиться, что это были еще низкие цены… Все смогут на себе испытать «улучшение». Если не сегодня, так через несколько месяцев. И не говорите, что вас не предупреждали!