В ходе визита Президента Порошенко в Турцию поднимались вопросы национальной автономии крымских татар и предоставления церковной автокефалии. Эксперты отмечают, что Крым пока неподконтролен украинской власти, а церковь отделена от государства. Они находят в инициативах опасность для национальной безопасности.
Автономия для меньшинства — «чем венгры или румыны хуже»?
Президент Петр Порошенко посетил с официальным визитом Турецкую республику по приглашению президента страны Реждепа Тайипа Эрдогана. Участие во встрече принимали представители Меджлиса крымскотатарского народа.
Накануне в Меджлисе предложили изменить название административно-территориальной единицы Автономная республика Крым. Председатель Меджлиса, народный депутат Верховной Рады Рефат Чубаров пояснил, что Автономная республика Крым после создания крымскотатарского национального меньшинства может изменить свое название. Он сообщил, что рабочая группа предлагает название «Крымская автономия» или « Крымскотатарская автономия».
Президент Петр Порошенко на встрече с лидерами фракций и групп Верховной Рады так же анонсировал, что в ближайшее время конституционная комиссия созовет заседание для рассмотрения проекта изменений в Конституцию относительно крымскотатарской автономии.
После встречи с турецким президентом Глава государства заявил, что для Украины важна очень важна поддержка Турцией крымских татар: «предоставление им защиты и четкой координации действий, включая совместные позиции в международных организациях». Реджеп Эрдоган в свою очередь заверил: «Мы будем продолжать охранять права и интересы крымских татар».
На 12 ноября в Киеве запланирована конференция делегатов Курултая крымскотатарского народа, на которой планируется обсудить задачи органов национального самоуправления. Будет обсуждаться вопрос «О реализации крымскотатарским народом права на самоопределение на своей исторической территории — в Крыму».
Руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко, комментируя предложенные Меджлисом изменения в Конституцию Украины, заявил, что власти закладывают «бомбу замедленного действия».
«Мы говорим о том, что закончится война, Крым вернется, и мы ему опять дадим статус автономии… У нас Крым был уже автономной республикой, и к чему это привело? Ошибки должны нас учить», — цитируют эксперта СМИ.
Он напомнил, что крымские татары составляют лишь 10,57% населения полуострова. «Если мы посмотрим сейчас этнический состав в Крыму — там украинцы, россияне и крымские татары на третьем месте. Вопрос в том, что мы даем наименьшему этническому составу право создавать тут свою автономию, право управлять этой автономией», — заявил эксперт, подчеркнув, что это «ошибочный путь».
Похожее мнение высказал политический эксперт аналитического центра «DemocracyHouse» Анатолий Окситюк. «Встанет вопрос: если мы предоставляем автономию крымским татарам, то чем хуже венгры или румыны?», — написал он в своем блоге. Эксперт прогнозирует проблемы на Закарпатье и на Буковине, и считает, что к вопросу автономии нужно возвращаться уже после того, как будет восстановлен суверенитет Украины в Крыму. «В данный момент все заявления на эту тему со стороны политического руководства страны ориентированы на заигрывание с Меджлисом крымскотатарского народа, не более того», — считает эксперт.
«Можем ожидать появления очагов сепаратизма»
Кроме общения на государственном уровне, Президент встретился с Константинопольским патриархом Варфоломеем для обсуждения вопроса предоставления Томоса (патриаршего указа) о церковной автокефалии (самостоятельности). Они подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Константинопольским патриархатом.
Пресс-служба Президента сообщила, что соглашение о сотрудничестве между Украиной и Константинополем является соглашением о создании независимой украинской Церкви. Так написал пресс-секретарь президента Святослав Цеголко в Facebook. А сам Глава государства подчеркнул, что 3 ноября — это исторический день для создания украинской автокефальной церкви.
Позже советник Президента, директор Национального института стратегических исследований Ростислав Павленко пояснил, что в Киеве учреждается миссия Вселенского патриархата — представительство, которое будет действовать в Андреевской церкви и будет «посольством Вселенской патриархии».
Политолог Руслан Бортник считает, что Президенту нужно было «срочно нагнетать сериал Томос», особенно на фоне активизации темы тарифов, где он разгромно проигрывает оппонентам. Эксперт задается вопросом о статусе документа. «Если это международный договор, то его должен ратифицировать Парламент – значит, сериал будет продолжаться и отвлекать внимание от платежек», — написал он в Facebook.
Бортник напоминает, что с. 35 Конституции гласит: «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства». А подписанный в Стамбуле договор, по его словам, создает юридическую базу для деятельности государства в этой сфере на фоне прямых запретов в Конституции и законодательстве; делает Президента участником Объединительного собора и приготовлений к нему (прежде всего политически и юридически); фиксирует вмешательство государства в религиозные дела.
После визита Президента в Стамбул, председатель Верховной Рады Андрей Парубий во время заседания согласительного совета парламента сообщил, что объединительный архиерейский собор, на котором представители церквей должны утвердить решение об объединении, избрать Предстоятеля новой автокефальной церкви, который от ее имени получит Томос, должен состояться в Украине до конца ноября.
Наиболее многочисленная в стране Украинская православная церковь Московского патриархата выступает против создания новой автокефальной церкви. Процесс запушен по инициативе украинской власти. Президент заявляет, что вопрос автокефалии выходит за границы церковной жизни. «Это вопрос нашей украинской независимости. Это вопрос нашей украинской национальной безопасности», — говорит Глава государства.
Между тем, в УПЦ отмечают, что автокефалия может плохо сказаться как раз на национальной безопасности. Глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент проинформировал, что румынский патриарх уже рукоположил двух епископов для окормления населения украинской Буковины.
«Румынская патриархия не скрывает своего несогласия с тем, что по результатам Второй мировой войны земли отошли к Украине. В церковном плане это несогласие высказывается очень громко», — подчеркнул церковник. Он напомнил, что Буковина и часть Одесской области были освобождены от румынской оккупации и переданы в состав Украины в 1940 году. Тогда над храмами была восстановлена юрисдикция Московского Патриархата.
Архиепископ Климент констатирует, что территория Волынской, Ривненской, Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской областей была присоединена к Украине в 1939 году. А до этого территории относились к Польской православной церкви. Мукачевская епархия была учреждена в 1945 году после присоединения Закарпатья к Украине. До этого территория принадлежала Сербской патриархии.
«Мы со всей очевидностью можем ожидать появления очагов сепаратизма на западе Украины, очагов нестабильности по всему периметру страны», — считает архиепископ. Кроме того, он спрогнозировал изменение канонического статуса Крымской епархии УПЦ, части Донецкой и Луганской епархий, которые не примут автокефалии от Константинополя.
«УПЦ – единственное, что осталось украинского на территориях самопровозглашенных республик. Донбасса и на территории Крыма. Получается, что решениями власти перечеркиваются все стремления возвратить эту территорию», — резюмировал архиепископ.