Тысячелетие Софии

На этой неделе София Киевская отмечает свое 1000 — летие. Празднования торжественные, с размахом, при участии Президента, представителей ЮНЕСКО, других международных делегаций и высокопоставленных лиц. Событие, безусловно, выдающееся и достойное внимания, ибо София Киевская — величайшая и древнейшая историко-архитектурная и художественная памятка на территории не только Украины, но и всей Восточной Европы. Впрочем, за этой датой стоят длительные дискуссии ученых, среди которых немало таких, которые довольно осторожно относятся к новой датировании строительства собора.

/> И все же, никаких сомнений относительно того, что София Киевская — это древнейший каменный храм Киевской Руси, который сохранился с домонгольских времен, нет. А вот различия в датировании до сих пор вызывают в научных кругах серьезные споры. Дело в том, что существует существенный нюанс в датах, который вызывает много вопросов. А именно: когда и кем точно основана и построена Святая София? Известно, что одни летописи датируют основание собора 1017 годом, другие — 1037 годом (именно эту дату упоминает Нестор в «Повести временных лет»). Но, если руководствоваться этим источником, тогда тысячелетнего юбилея Софии Киевской нам придется ждать это четверть века… Вместе с тем, нынешнее руководство Национального заповедника «София Киевская» настаивает, что возраст собора значительно почтеннее. А, следовательно, его строительство, равно как и Десятинной церкви, вокруг которой сейчас также немало дискуссий относительно ее восстановления, нужно связывать с именем Владимира Крестителя, а не его сына Ярослава Мудрого, как считалось ранее.

Впервые о новом летоисчислении Софийского собора огласила доктор исторических наук, профессор Надежда Никитенко, которая заведует отделом научно-исторических исследований Национального заповедника «София Киевская» и уже более 30 лет изучает собор. По ее словам, научная дискуссия относительно хронологической разницы в летописных записях длится уже почти 200 лет, впрочем, она никогда не «выводила» создание Софии за пределы княжения Ярослава. Это и понятно, ведь ученые, прежде всего, руководствовались «каноническими» свидетельствами летописей о создании Софии Ярославом Мудрым. Но многолетние исследования и комплексное изучение архитектуры, монументальной живописи и надписей-граффити собора при наличии современных компьютерных технологий, позволили выдвинуть и аргументировать концепцию закладки Софии еще в 1011 году, т.е. во времена княжения в Киеве Владимира Великого, а завершение создания собора в 1018 году уже при его сыне Ярославе Мудром.

С этими доводами согласились и международные эксперты из Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, под охраной которого Софийский собор находится еще с 1990 года. И даже внесли тысячелетие Софии Киевской в ​​свой календарь памятных дат на этот год.

Загадочные граффити

По словам сотрудников заповедника, София Киевская лично опровергла «свою фальсифицированную дату рождения». На ее внутренних стенах, кроме удивительных мозаик и уникальных фресок, сделанных еще в первой половине XI века, сохранилось и немало надписей — граффити, которые не были исследованы ранее. На сегодняшний день, ученые уже обнаружили и изучили почти 7 000 таких записей, которые, собственно, и поведали про новые интересные моменты из истории собора.

«На фресках мы обнаружили граффити, датированные 1036, 1033, 1028, 1022, 1018, и даже 1011 годами. Они опровергают и 1037 год как дату основания собора, и 1017, — ведь такое ​​гигантское сооружение в то время невозможно было построить за год. Мы располагаем фактами, что в 1018 году собор уже стоял и даже был украшен росписями, возможно частично», — отмечает ведущий научный сотрудник заповедника кандидат исторических наук Вячеслав Корниенко, опубликовавший на эту тему несколько десятков статей в украинских и зарубежных научных изданиях, а также первую часть научной монографии «Корпус граффити Софии Киевской». Кроме того, исследователи отталкиваются от дат освящения храма, которые сохранились в святцах: воскресенье, 4 ноября (17-е по новому стилю) и 11 (24) мая. Это позволило вычислить, в какие именно годы эти дни приходились на воскресенье, и таким образом найти дату 4 ноября 1011. (Ред. — Администрация заповедника перенесла дату празднования на сентябрь по практическим соображениям). По словам исследователей, именно 1011 год был указан и в надписи над входом в собор, который вероятно появился во время очередного ремонта в XVI-XVII веках, а еще в ктиторской (т.е. сделанной на заказ жертвователя) надписи на арках центрального купола, изготовленного по заказу митрополита Петра Могилы. Эта надпись гласит: «Изволением Божьим нача показаться сей Премудрости Божия храм в лето 1011».

Но это не единственные свидетельства в пользу этой даты — есть и немало других научно— обоснованных и доказанных фактов для утверждения нового датирования строительства собора. В отделе научно-исторических исследований Национального заповедника «София Киевская», настаивают, что, прежде всего, во внимание следует принимать артефакты из самого собора. А не летописные источники, которые даже в те давние времена вполне могли быть конъюнктурными, или же выполнялись под «княжеский заказ».

Старые даты и новая история

Ученые подчеркивают, что празднование 1000-летия Софии на международном уровне — очень важный факт не только в историческом и культурологическом смысле, но и в государственной политике. «Не секрет, что сегодня в российской науке отстаивается мнение, что будто бы государственность все время приходила в Киев из Новгорода: впервые ее принес к нам Аскольд, затем Олег, потом Владимир и Ярослав (ведь изначально они были новгородскими князьями) … А 1011 год основания Софии опровергает мнение, что государственность шла к нам с севера, потому что это был не только красивый собор, а прежде всего, государственный, политический, духовный и культурный центр Руси — визитка нашего государства, равных которому не было ни в одном из северных городов. Софию часто пытаются сравнить с Софией Новгородской, которая была заложена в 1045 году Владимиром Ярославичем вместе с отцом, для чего киевский князь специально прибыл в Новгород. И разница не только в датах, но и в том величии и общегосударственном значении, которое нельзя сравнить ни с одним другим русским храмом того времени », — объясняет Надежда Никитенко.

Впрочем, такую ​​версию принимают не все ученые, отвергая и новую дату и само празднование, которое считают «недоразумением», хотя и не имеют научно доказанных фактов, которые могли бы это опровергнуть или подтвердить иную версию. Но надо ли это? Ведь, по словам исследователей Софийского собора, новое датирование сыграет только на пользу Украине, поскольку она является не только главным духовным, но и государственным символом. Еще в XI веке, Софии Киевской, по примеру Софии Константинопольской, отводилась роль выдающегося религиозного, культурного и политического центра. Под сводами этого собора происходили торжественные «посажения на престол» всех киевских князей, церковные соборы, приемы послов, подписание политических соглашений и т.п. И сегодня, согласно древнерусской традиции, именно с этого места начинается знакомство со столицей нашей страны всех почетных гостей и туристов.

Несомненно, празднование 1000-летнего юбилея Софии международным сообществом — это еще один шаг к признанию Украины на международной арене, и возможно, переоценка отношения государства не только к этому объекту, но и культурного и исторического наследия в целом. К слову, сейчас проблем хватает и у самой «юбилярши»: это и незаконное строительство в буферной зоне, которое повлекло повышение уровня подземных грунтовых вод, и нехватка средств на новую программу инженерной защиты территории, и возвращение исторических и культурных ценностей, некогда вывезенных из собора в другие музеи Советского Союза и за рубеж. В некоторых случаях, в заповеднике надеются только на меценатскую помощь, которую зачастую ищут за границей. Ну, нет в нашей стране пока меценатов такого уровня, как Петр Могила или Рафаил Заборовский, которые когда-то восстанавливали Киевскую святыню. Кстати, в этом году к праздничной годовщине, заповедник тоже получил грант от Американского посольского фонда по сохранению культурного наследия, торжественное вручение которого состоялось на днях.

По информации из заповедника, празднование 1000-летнего юбилея, начатое 21 сентября — в храмовый праздник Рождество Пресвятой Богородицы, продлится до конца этого года. Но главные торжества состоятся именно на этой неделе. В частности, это презентация фильма «София Киевская: первое тысячелетие», снятого студией «Глас», открытие выставки «Памятники сакрального искусства XV-XIX века», где представлены уникальные экспонаты Софийской разницы и фондов Киево-Печерского заповедника, некогда принадлежавшие Св.Софии, выставочный проект народного художника Украины Мирослава Отковича, посвященный 1000-летию собора. Среди других интересных событий: открытие отреставрированного памятника XVIII века Брамы Заборовского (бывшего главного съезда в Софийский собор со стороны Золотых ворот), презентация проекта «Ангелы Софии Киевской» и высадка деревьев в митрополичьем саду на территории заповедника. В выходные праздник распространится и за стены заповедника — на Софийскую площадь, где запланированы торжества с участием Президента Украины Виктора Януковича и представителей разных религиозных конфессий.

Что же будет дальше, когда погаснут праздничные фанфары? Увидим… Но, что-то подсказывает, что громкий юбилей и признания международным сообществом тысячелетней истории Софии — всего лишь многоточие… Во всех известных мне книгах, энциклопедиях и учебниках история Софии начинается по-прежнему, с 1037 года, так что каждый ученик сумеет подсчитать, что ей никак не 1000 лет. Это трудно втолковать не только школьникам и студентам, но и туристам, которые также озадачены такими «историческими нюансами». Похоже, страницы столь давней истории перепишутся не так быстро, как, скажем, периода советской эпохи. Так что не исключено, что впереди нас ждет еще одно тысячелетие Софии Киевской — согласно школьным учебникам.

Читайте также по теме