Андрей Кислов
14:15 22/04/2021

Тюрьма за ложь в декларациях: без денег МВФ «уж некомфортно»

Сажать в тюрьму украинских чиновников за недостоверное декларирование требует МВФ. Это — условие транша, который МВФ обещал, но не предоставил в прошлом году.

«Затянули намеренно»

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, которым усиливается уголовная ответственность за ложь в декларациях до двух лет тюрьмы. Голосование провели на внеочередном заседании 15 апреля.

Хотя документ был поддержан 283 голосами, не обошлось без нареканий антикоррупционных активистов. В Центре противодействия коррупции (ЦПК) заявили, что народные депутаты намеренно затянули принятие законопроекта, сделав все, чтобы он не вступил в силу до завершения декларирования доходов за прошлый год.

«Депутаты обеспечили себе и другим чиновникам отсутствие справедливого и пропорционального наказания за ложь в декларациях 2020 года. Сейчас для должностных лиц гораздо легче избежать наказания за такое деяние, чем понести хоть какую-то ответственность», — заявили в ЦПЦ.

Отметим, что подача деклараций госслужащими завершилась 1 апреля. Кампания широко освещалась в СМИ. В декларациях, которые находятся в открытом доступе чиновники и депутаты перечислили все, чем они владеют. Один депутат указал «льва африканского чипированного», другой лабрадора и кота, задекларировав их: «котик-муркотик» и «собака-тапки-погрызяка». В декларациях чиновников обнаружены здание церкви, антиквариат, соболиные и норковые шубы, украшения из золота и бриллиантов.

Обратило на себя внимание обилие указанных в декларациях наличных денег. Экс- президент Петр Порошенко указал в декларации наличными 51,2 миллиона долларов и 423,3 миллиона гривен.

Президент Владимир Зеленский хранит наличными более 615 тысяч долларов.  и 100 тыс. грн. У премьер-министра Дениса Шмыгаля под рукой 235 тысяч долларов купюрами. Глава Офиса Президента Андрей Ермак отобразил в декларации наличными 153 тысяч долларов и 50 тысяч евро. А спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков задекларировал, что хранит наличностью 28,5 млн грн. и 75 тысяч долларов.

Эксперты отмечают, что проверить суммы наличных средств все равно невозможно. «Зато присутствие этого мифического нала позволяет им в будущем объяснять происхождение средств», — отмечает экономист Александр Охрименко.

Стоит напомнить, что 30 марта Верховная Рада одобрила в первом чтении проведение налоговой амнистии. Когда закон примут, можно будет уплатить определенный налог, но зато в будущем не придется объяснять происхождение доходов и имущества, которые уже были задекларированы.  Таким образом предлагается вывести из тени доходы и собственность.

А пока этого не произошло ответственность для чиновников и депутатов только усиливают. Согласно принятому в первом чтении президентскому законопроекту за неподачу декларации госслужащими и представителями органов местного самоуправления, им грозит до двух лет за решеткой.

Для солгавших в декларации депутатов и чиновников предусматривается ограничение свободы на срок до 2 лет и штраф от 3-х до 4-х тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (51 тыс. грн – 68 тыс. грн) Если указанные лица не внесли в декларации активы и недвижимость на сумму от 500 до 2000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. То есть, если декларант утаил от 1,1 до 4,5 миллиона гривен.

А если чиновник или депутат скрыл от декларирования сумму более 4,5 миллионов гривен, то и наказание понесет строже. Такой депутат, госслужащий или представитель органов местного самоуправления может получить штраф от 4000 до 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан. (68 тыс. грн. – 85 тыс. грн.)  или общественные работы на срок от 150 до 240 часов; или ограничение свободы на срок до двух лет; или два года тюрьмы с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

«Уже некомфортно без денег МВФ»

Ко второму чтению законопроекта есть две недели на представление поправок. И в Центре противодействия коррупции предупреждают: «Можно не сомневаться, что депутаты попытаются ослабить президентский законопроект или даже полностью выхолостить все положительные изменения, которые в нем есть».

Напомним, что наказание за незаконное обогащение является обязательством украинской власти перед МВФ и декларирование доходов – инструмент контроля над доходами чиновников. В созданную по требованию Запада вертикаль антикоррупционных органов входят Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), Высший антикоррупционный суд (ВАКС).

НАПК должно проверять чиновника или политика на предмет коррупции, руководствуясь законодательством о незаконном обогащении, НАБУ – расследовать коррупционные деяния, САП – выдвигать обвинение в суде. ВАКС должен судить, и выносить приговор.

Статья уголовного кодекса, предусматривавшая тюремный срок за ложь в декларации, была отменена Конституционным Судом в октябре прошлого года. Суд счел тюремное наказание чрезмерным. Дескать, недостоверное декларирование неспособно «причинить существенный вред физическому или юридическому лицу, обществу или государству». КСУ указал и на недопустимость привлечения к ответственности за отказ давать показания в отношении себя, членов семьи или близких родственников (ст. 62 и 63 Конституции).

Тогда вместо отмененной статьи Уголовного кодекса в декабре приняли новую. Она предусматривает штрафы за недостоверное декларирование. А тюремного наказания не предусматривала.

Но западные партнеры хотят сажать в тюрьму. Усилить уголовную ответственности за недостоверное декларирование требует Международный валютный фонд (МВФ). Это требование является условием предоставления транша кредита, который МВФ обещал, но не предоставил в прошлом году.

Отметим, что Министр финансов Сергей Марченко ранее сообщал, что без денег МВФ властям «уже некомфортно» — транши записали в госбюджет, а их пока нет.

«Они предусмотрены бюджетом, у нас нет возможности получить доходы из другого источника. Программа МВФ — наш базовый сценарий», — сообщил министр финансов в интервью liga.net в конце марта.

«Нам уже некомфортно. Так было еще в прошлом году. Конец 2020-го был очень сложным, но нам удалось согласовать параметры бюджета-2021 и получить макрофин от ЕС. Для этого в ноябре мы две недели ежедневно обсуждали бюджет с нашими партнерами», — рассказал Сергей Марченко в интервью, вышедшем 31 марта.

Так совпало, что в тот день заканчивалась кампания по декларированию доходов чиновников. А когда кампания завершилась, требование МВФ усилить уголовную ответственность за ложь в декларациях принялись выполнять.

Читайте также по теме