В сентябре свою работу начнет работу Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Этот новый государственный коллегиальный орган переберет на себя часть функций Минобразования и станет фактически надзорным органом для украинских вузов. Последние юридические формальности были проведены 27 июля — Кабмином была утверждена новая версия Устава Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, а также сформирован состав агентства. Подотчетное хозяйство нового агентства впечатляют – по состоянию на декабрь 2015 года в Украине насчитывалось 393 высших ученых заведения (включая частные и коммунальные).
Чем будет заниматься агентство?
Устав Нацагентства был утвержден Кабмином еще в апреле 2015 года, однако на уровне правительства было принято решение изменить некоторые его позиции, о чем чуть ниже.
Рассмотрим основные полномочия агентства:
— устанавливает критерии качества высшего образования в стране;
— анализирует качество преподавания высших учебных заведений;
— проводит лицензионную экспертизу и готовит заключение, позволяющее получить образовательную лицензию;
— согласовывает с Минобразования стандарты высшего образования по каждой специальности;
— формирует базы данных по всем специальностям;
— формирует критерии оценки высшего образования для составления специальных рейтингов;
— предоставляет правительству рекомендации по присвоению вузу статуса национального или исследовательского;
— разрабатывает требования к уровням научной квалификации лиц, получающих научные степени;
— принимает участие в подготовке госзаказа на подготовку специалистов;
При этом Нацагентство будет обладать полномочия вытребовать у физических и юридических лиц информацию необходимую для работы.
А судьи кто?
В состав Нацагентство по закону должны входить 25 человек. Тринадцать представителей вузов разных форм собственности, два представители студенчества, трое от организаций работодателей, двое от Национальной Академии Наук и по одному от отраслевых академий.
Но с самого начала создания Нацагентство по старой украинской традиции начались кадровые склоки – кого делегировать в комиссию, кому отказать. Широкие возможности комиссии закономерно привлекли внимание старые кадры сферы образования, успевшие пообтесаться еще во времена Виктора Януковича и Дмитрия Табачника. Такими «приветами из прошлого» стало несколько человек, двоих из которых Минобразования скрепя сердцем забраковало – бывшего члена государственной аттестационной комиссии Виктора Бондаренко, и экс-заместителя Государственной инспекции учебных заведений Юрия Дудника.
Впрочем, даже утвержденный список 23 новоизбранных членов комиссий содержит не самые безупречные кандидатуры:
Теперь избранные члены Нацагентства, подобно конклаву кардиналов римской католической церкви при выборах папы, будут выбирать себе главу, первого заместителя и заместителей.
Еще уставом Нацагентства предусмотрена влиятельная должность главы секретариата. Изначально его должен был назначать непосредственно глава Нацагенства. Но Кабмин оперативно внес изменения в свое решение, оставив за собой право назначать главу секретариата. То ли Владимир Гройсман не особо доверяет «освитянам», то ли создает систему сдержек и противовесов, страхуясь от возможного своеволия будущего главы Нацагентсва.
Буквально через несколько дней после заседания Кабмина, главой секретариата Нацагентства был назначен её член – Сергей Храпатый, человек не с самой безупречной репутацией.
Члены Нацагентства будут назначаться на три года. Собрания должны будут проходить не реже раза в месяц.
Что касается чиновников, которые будут обслуживать деятельность комиссии, то их будет 67 человек.
Призрачные надежды
Создание национального агентства по обеспечению качества высшего образования похоже на судорожную попытку исправить ситуацию с некоторой пользой для ряда чиновников.
Уже в скором времени мы увидим результаты работы Нацагентства. Пока же перспективы украинского образования, в том числе и высшего, не особо радостны.
Помимо низкого качества образовательных услуг, высшее образование по-украински становится все менее доступным – уже отменена стипендия, на очереди полная оплата проживания в общежитиях.
При прочих равных, высшее образование для детей за рубежом, в той же Польше или Чехии, становится самым оптимальным вариантом даже для небогатых украинских семей.
Скорее всего, Нацагентству вскоре придется решать клубок социальных проблем ставших никому ненужной армии преподавателей вузов, по привычке клянчащих финансирование и пенсии, а украинские студенты сами найдут оптимальный путь получения высшего образования. Скорее всего, за пределами страны.