Районной власти в столице (да и в других городах) приходит конец. Районные советы столицы ликвидируют. Такое решение принял 25 августа Киевсовет. С инициативой « обрезать» районные представительства выступил и.о. мэра Києва Александр Попов. Его поддержали в полном составе регионалы, часть Блока Кличко, 8 бютовцев и депутаты Блока Черновецкого.
Самое интересное, конечно, поддержка «антинародного» решения сторонниками Блока Тимошенко. Их киевский лидер Владимир Бондаренко вынужден был говорить о необходимости «очистки» рядов от ренегатов, которых в «тимошенковской» среде становится все больше. Позиция всех остальных понятна: регионалам выгодно избавиться от «прослойки» в виде районных советов, поскольку власть на уровне Киева ими фактически взята — мало кто сомневается в мэрском будущем А. Попова.
С другой стороны, позиции Партии регионов в Киеве не слишком крепкие: город по прежнему верит в майданную команду и готов поддержать Тимошенко, Яценюка или Тигипко. Столица еще не «сдалась» на милость победителя и оставлять ее в таком виде перед стартом электоральной кампании более чем опасно. Что касается Черновецкого, который как бы руководит столицей из Женевы, то немалая часть его молодой команды уже поменяла кресла столичной администрации на нары в СИЗО или подписку о невыезде.
Собственно говоря, решение « обрезать» райсоветы не ново. В 2001-м году тогдашний мэр А. Омельченко через решение Конституционного суда получил право сокращать количество районных «ячеек» — это право перешло к Киевскому горсовету. В результате, из 14 районов в столице осталось 10. Потом была еще одна попутка сократить количество районов с 10 до 7, но она провалилась. Возглавив город, Л. Черновецкий также хотел сократить число районов через… тендер: киевляне должны были определить лучшие и худшие «осередки» Києва. Худших планировалось убрать с карты столицы. Причем в число проштрафившихся по странному стече нию обстоятельств попали те районы, чьи руководители конфликтовали с мэром Черновецким. Тем не менее, затея с помощью пвсевдореферендума ликвидировать неудобные районы и их руководителей, провалилась. Но теперь к вопросу подошли основательно — как всегда, когда за дело берется Партия регионов. Более чем очевидно, что на внеочередной сессии парламента депутаты «зарежут» своих братьев менших.
В результате, партии которые имели неплохое представительство в столице (прежде всего БЮТ) не смогут оказывать помощь родной партии на любых выборах, а ведь голос столицы часто является определяющим. Большинство же депутатов райрад просто теряют возможность политического старта — не секрет, что путь «наверх» у многих начался на районном уровне. Помимо политических преференций районщики лишаються и экономических бонусов. Именно депутаты районного совета дают разрешения на лицензии и торговые патенты, деньги от приватизации имущества районов — тоже их парафия. Сбор за парковку, право на торговлю алкоголем и табаком, разрешения на аренду или продажу комунального имущества также в ведении районных советов. Были. Теперь все сборы поступят в городской совет под управлением Партии регионов. Но это экономическая часть вопроса. А политика?
Вопрос года, как мы говорили, на сессию Киевсовета вынес и.о. мэра. По сути, речь идет о построении новой вертикали власти в столице: районные парламенты упраздняют, а районные администрации подчиняются Киевгорадминистрации. Это решение устраняет все проблемы административного, финансового и политического характера для и.о. мэра Попова и его команды.
Пример? Глава Подольского района Е. Романенко в свое время отказался « сотрудничать» с Черновецким и его командой, как впрочем, и г-н Пилипишин из Блока Литвина. Но сделать с «непокорными» ничего не могли ни градоначальник, ни Президент Виктор Ющенко, котрому Черновецкий регулярно «жаловался» на неуступчивых районных начальников. То есть, найден неплохой рычаг для работы с несогласными, а также дан старт работе по политическому периориентированию Киева. Немаловажным для городской казны и реноме и.о. мэра является и то, что в руки города переходит и право управления коммунальной собственностью — продажей зданий теперь распоряжаться будут только на уровне столицы. «Чужим» не продадут ничего.
Что касается демократических принципов, то они явно нарушены. И без того слабая связь между властью и людьми, ослабнет еще больше. С ликвидацией райсоветов увеличивается расстояние между рядовым киевлянином и местной властью. Достучаться до районного депутата, согласитесь, немного проще, чем штурмовать неприступные двери в здании на Крещатике, 36.
Можно предположить, что изменение модели управления — это только первый шаг, репетиция изменений, о которых заявил Президент Виктор Янукович в День независимости. Укрепление единоличной власти всегда сопровождается сворачиванием представительських функций. И если районные парламенты попросту «уничтожат», то полномочия Верховной Рады по всей видимости, ограничат. Это вписывается в концепцию « сильного президента», о необходимости которой говорит сегодня команда Партии регионов. Сделать это при спикере В.Литвине, который находится «под колпаком» у власти в связи с делом Гонгадзе, наверное, не очень сложно.
С другой стороны, власть реагирует на настроения народа. Как известно, депутатов народ не любит, считая их «бездельниками», дармоедами и коррупционерами. Учитывая объемы взяток (1/16 от бюджета Киева) — такая точка зрения частично оправдана. Потому решение о ликвидации райрад народного негодования не вызовет — больше будут возмущаться политические «неофиты», так как ликвидация райсоветов не позволит представить себя новым партиям. А вот народ из лозунга «хлеба и зрелищ!» явно жаждет первого, вторам уже «наелись».