Андрей Кислов
17:30 25/09/2014

У Порошенко нет ресурсов для «Стратегии реформ — 2020» (ИНФОГРАФИКА)

Президент презентовал концепцию реформ, которые, по его задумке, позволят Украине добиться членства в Европейском Союзе через шесть лет. За это время украинцы разбогатеют почти в два раза. Жить они станут дольше на три года. В Украину придут десятки миллиардов долларов инвестиций. Для этого нужно лишь сменить 70% госчиновников и реформировать всю систему власти. Эксперты считают планы несбыточными. Они указывают, что в военное время нет денег на реформы, а у Президента маловато власти. А преобразования предстоит осуществлять тем, против кого они направлены.

Стратегия Порошенко

На последнем заседании Верховной Рады VII созыва 14 октября будет рассмотрен законопроект о создании Национального антикоррупционного бюро, который должен создать предпосылки для дальнейшего реформирования всех сфер жизни государства.

А основной пакет законопроектов, целью которого будет достижение членства в Европейском Союзе к 2020 году, будет подготовлен к первому заседанию нового состава парламента. Об этом заявил Пррезидент Петр Порошенко.

Он провел первую крупную пресс-конференцию за время своего правления, которая анонсировалась как презентация программы «Стратегия реформ — 2020». Но Президент назвал лишь векторы и приоритетные сферы реформирования

«Стратегия-2020» состоит из трех векторов движения для достижения цели: устойчивое развитие страны; безопасность государства, бизнеса и граждан; ответственность и справедливость», — заявил Глава государства.

Он определил восемь приоритетных сфер, изменения в которые либо решают острые проблемы, либо создают институциональные предпосылки для проведения других реформ и назвал две неотложные программы (См. ИНФОГРАФИКУ).

decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-09/25/m0VbPqrv7wyIaVhp/image/1.jpg" />

Ключевые показатели

«Стратегия 2020» подразумевает индикаторы, по которым планируется сверять успешность реформирования. За шесть лет Украина должна поднятся в рейтинге ведения бизнеса со 112-го места до первой двадцатки. ВВП на душу населения должен вырасти с 8,5 тыс. долларов до 16 тыс. долларов.

Инфляция с 19% должна сократися до 1,7%, а дефицит бюджета с 10% до 3%. Украина должна войти в Топ-40 индекса глобальной конкурентноспособности, в Топ-30 по борьбе за таланты.

Даже жить украинцы будут дольше на три года — не до 71 года в среднем, как сейчас, а до 74 лет. При этом 25% из них будут абонентами Интернета (а не 8,8 человек из ста, как нынче). А 75% выпускников средних школ будут владеть двумя иностранными языками и получат соответствующие международные сертификаты.

В широкий прокат в 2020 году должно выйти 5 украинских кинофильмов (сейчас их нет). С Олимпиады-2020 спортсмены привезут 35 медалей (на Олимпиаде 2012 было 20). К тому времени 90% украинцев будут гордиться страной. Хотя 70% госслужащих планируют уволить, заменив новыми кадрами.

Военные расходы вырастут с 1% ВВП до 5%, а количество профессиональных военных увеличится с трех до семи человек на каждую тысячу населения. Финансироваться это будет из госбюджета, хотя в нем до 65% вырастет доля местных бюджетов (против нынешних 31%).

Довершат картину 40 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, которые придут в страну в 2020 году, хотя сейчас их нет вовсе.

Отметим, что с 2003 по 2013 гг., по данным Всемирного банка, в Украину в среднем приходило по 6,6 миллиардов долларов в год. Но, как признает Петр Порошенко, «в условиях войны инвестиции в страну не идут».

Пока он хочет занять побольше денег за границей.

«Нужно пересмотреть программу МВФ, которая была рассчитана на мирное время, и внести туда коррективы с учетом развития последних событий. Надо привлечь макрофинансовую помощь в объеме 1 млрд евро от Евросоюза. Кроме того, получить финансовые гарантии или кредиты от США еще на 1 млрд долларов», — поделился планами Президент.

Президет указал свое место

Анонсируя реформы, Петр Порошенко обрисовал видение своего участия в процессе.

«Реформы должны стать плодом совместных усилий всех ветвей власти, общества и бизнеса. Моя же функция как Президента — создать политические условия, благоприятные для проведения реформ», — заявил он.

Эксперты считают, что реформы останутся благими намерениями.

«Эта программа –лишь пиар. Президент говорит правильные, красивые слова. Но пока не будет мира с соседями, ни о каких реформах не может быть и речи, ведь они требуют существенных капиталовложений», — сказал голос UA директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

А директор Института украинской политики Константин Бондаренко указывает, что у Президента нет реальных рычагов для осуществления реформ.

«Петр Порошенко анонситрует реформы в тех же направлениях, что и Кучма, и Ющенко, и Янукович. Стратегии могут быть идеальными. Но для их осуществления нужна действенная исполнительная власть. В нынешнем правительстве нет реформаторов, и они вряд ли появятся после выборов и формирования нового Кабинета министров», — отметил эксперт.

Он указал, что в условиях парламентско-президентской республики власть главы государства ограничена.

«При действующей Конституции Президент фактически не имеет влияния на центральную исполнительную власть. Он руководит средним звеном — главами государственных администраций. Но и этот механизм планируется устранить путем внесения изменений в Конституцию», — сказал Бондаренко, отметив, что децентрализация власти как раз является одним из первоочередных направлений реформ, объявленных Порошенко.

А судьи кто?

Президент назвал главной из реформ судебную.

«Суть всех реформ сводится в принципе к тому, чтобы вместо плохих, нечестных и неравных правил игры создать хорошие, честные и справедливые», — сказал он.

«Судебную реформу можно считать своего рода «предреформой», как и изменения в сфере госуправления. Вся государственная машина подстроена под коррупционные интересы», — отметил Президент.

Следовательно, по его словам, реформам должно предшествовать радикальное обновление корпуса чиновников.

Отметим, что показателем эффективности задуманного должно стать доверие к судам большинства адвокатов и юристов (60%).

Константин Бондаренко напомнил, что реформа была заявлена при предыдущей власти.

«Реформу судебной власти и прокуратуры начинали еще в прошлом году, но Майдан свел ее на "нет". Судебная власть давно нуждается в реформировании. От нее зависит, будут ли и впредь легализоваться рейдерские схемы, будут ли люди чувствовать себя защищенными. А это влияет на приход в страну инвестиций», — сказал он..

Однако, как отметил Бондаренко, путей ее реформирования Президент не озвучил.

«Для проведения реформ законодательная власть принимает законы, исполнительная — обеспечивает их реализацию, а судебная власть их защищает. Президент может лишь инициировать реформы, но ни на одну из этих ветвей власти он сегодня влияния не имеет. Поэтому бюрократический аппарат будет саботировать реформы, как делал это и раньше», — заключил эксперт в комментарии ГолосUA.

Читайте также по теме