Правительственный законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс не выгоден всему экономически активному населению. В частности, он бьет по фермерам, ведет к подорожанию квартир, отмечают эксперты. Они считают опасным стремление власти собрать на 50 млрд гривен больше в бюджет.
«Скоро возьмется за нож»
Верховная Рада приняла за основу правительственный законопроект №5600 о внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений. Законопроект в первом чтении поддержали 264 нардепа.
Налоговой дают право без суда взимать долг с банковских счетов должника. Штрафы будут начисляться без права оспаривания: оспорить штраф можно только после оплаты. Руководителю могут запретить выезжать за рубеж, если у компании есть налоговый долг. Нормы законопроекта могут повлиять стоимость интернета и связи: он повышает для операторов плату за пользование радиочастотами на 5%.
Кроме того, законопроект снижает размера земельного участка, с которого нужно платить налоги, продавая урожай. Сейчас этот размер составляет 2 гектара. Законопроектом размер снижают до 0,5 гектара. А значит, продавая урожай с таких участков, нужно будет платить налог 18% с полученных доходов.
Кроме того, вводится минимальное налоговое обязательство — это минимальная сумма налогов, которую должен платить человек, владеющий землей или использует ее на правах аренды. Сумма уплаченных налогов по сельскохозяйственной деятельности буден не менее 4,5% от оценочной стоимости земли.
Экономический эксперт Юрий Гаврилечко пишет в Facebook: «Парламент отдал 264 голоса за то, чтобы вынудить 7 млн украинцев как можно быстрее продать свои земельные паи в 2-3 га, за которые они будут вынуждены платить налоги, как будто они там золото добывают; увеличить стоимость продуктов питания примерно на треть уже этой осенью (в первую очередь — овощей, мяса птицы, яиц); уничтожить мелких и микрофермеров».
Известный бизнесмен Гарик Корогодский также прокомментировал законопроект в соцсети, назвав документ «стыдным и преступным». «Обложить продажу квартир НДС, хотя они уже обложены НДС у застройщика? Увеличить с 5% до 18% налог на прибыль с продажи квартир? Е…нуть фермеров? Умно. Якобы это дополнительные 50 ярдов в бюджет. Господа хорошие, вы режете курочку, которая сама скоро возьмется за нож. Моих бизнесов эти нововведения не касаются. Но вы убьете страну, убьете бизнес», — цитирует Корогодского gordonua.com.
Действительно, правительство намерено обязать компании-застройщики платить НДС по операциям с недвижимостью, хотя сейчас в цене квартир налог на добавленную стоимость уже учтен.
Эти 20% застройщик закладывает, когда продает новые квартиры, а для последующих продаж квартир на вторичном рынке в Налоговом кодексе установлена льгота: такие операции освобождаются от уплаты НДС. Эту льготу планирует отменить законопроектом №5600. Кроме того, вводится 18% налог с доходов, полученных от продажи третьего и последующих объектов недвижимости. Вместо действующей нормы в 5%.
Известный политолог Владимир Фесенко пояснил в СМИ: «Безусловно, повышение налогов не будет способствовать росту экономики. Цель этого законопроекта– не рост экономики. Цель этого законопроекта банальная – дополнительные средства на социальные нужды и затыкание дыр в социальной экономической сфере. Эти дыры возникли вследствие экономического кризиса, пандемии. Нужно искать баланс интересов».
Но не факт, что собранные деньги пойдут именно на социальные нужды. Блогер Вячесав Чечило иронизирует: «Из бюджета в Украине ворует только власть. Все остальные живут за счет того, что не попадает в бюджет. И это далеко не только олигархи – это точно не менее половины всех бизнесов в стране. Законопроект №5600 не выгоден всему экономически активному населению».
Отметим, что законопроект принимали в один день с президентским законопроектом о деолигархизации. При этом законопроект №5600 в СМИ назвали «антиахметовским» потому, что он, в частности, предусматривает повышение ренты на добычу железной руды и вводит акцизный налог на электроэнергию солнечных и ветровых электростанций. А этими направлениями занимаются компании олигарха Рината Ахметова.
На самом деле законопроект затрагивает широкие массы граждан- крупным бизнесом он не ограничивается. Старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский написал в liga.net: «Зеленский воюет с олигархами. А задеть может и обычных украинцев».
«Власти абсолютно не слышат»
Владимир Дубровский указывает, что у рудного бизнеса собираются «откусить» около 3 млрд гривен в год.
«В то же время, основной фискальный эффект – почти втрое больше – Минфин собирается получить не от этого, а от повышения платы за сельскохозяйственную землю и тесно связанной с ней четвертой (аграрной) группы единого налога – ФЛП-фермеры. Еще 4-5 млрд предполагается получить за счет отмены льгот по плате на землю для компаний, добывающих полезные ископаемые», — пишет экономист в своей колонке liga.net
Он перечисляет новации: — брать 18% подоходного налога с третьей и последующей продажи недвижимости в течение года; — снизить порог так называемого «транспортного налога» ; ужесточить администрирование налоговых задолженностей; — убрать с четвертой группы единого налога птицеводство; включить 5% налог с продаж подакцизных товаров в общий акциз, уплачиваемый производителями.
«В общем, эту сборную солянку, как в предыдущих налоговых законопроектах, объединяет только одно: стремление собрать на 50 млрд гривен больше в бюджет», — считает старший экономист CASE Украина.
Союз украинских предпринимателей (СУП), Европейская бизнес-ассоциация (ЕBА) и Американская торговая палата в Украине (AmCham) выступили с заявлением, что обеспокоены новостью о том, что парламент приступил к рассмотрению законопроекта №5600.
«Бизнес-сообщество, объединенное ЕBА, AmCham в Украине и СУП, глубоко обеспокоено данной новостью, ведь она означает, что ответственные органы государственной власти абсолютно не слышат бизнес и не хотят обращать внимание ни на какие комментарии и предложения», – сказано в пресс-релизе.
Примечательно, что Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) раскритиковало законопроект, заявив, что имеются нарушения процедуры принятия проекта, а также коррупциогенные факторы.
НАПК зафиксировало нарушения процедуры проведения общественного обсуждения «Отсутствует финансово-экономическое обоснование и соответствующие расчеты по изменению размеров отдельных ставок налогов и порядка их администрирования, и не соблюден один из базовых принципов налогового законодательства – принцип стабильности, который запрещает внесение изменений в любые элементы налогов и сборов позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода», — заявили в НАПК.
Кроме того, там идентифицировали ряд коррупциогенных факторов: непрозрачность процедуры принятия решений об установлении местных налогов и сборов органами местного самоуправления; необоснованное расширение формы налоговой накладной, а так же расширение полномочий контролирующих органов «Что дает возможность решать вопросы в ручном режиме», — отмечают в НАПК.