Перспектива подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС настолько заморочила украинцам головы, что многие хоть и не ожидают европейских зарплат на родине, но рассчитывают на либерализацию отношений, в том числе – в вопросах трудоустройства в Евросоюзе. Специалисты потирают руки, забывая одно – мы нужны Европе в качестве уборщиц, грузчиков, строителей, сиделок и моряков, которые ходят под чужими флагами до первого пиратского налета на судно…
РАБОТА ТОЛЬКО НА СЕЗОН
Поиски лучшей доли за рубежом стали для украинцев традиционными. Многие готовы работать под пулями, как это было с нашими медиками в Ливии, но за достойную зарплату, чем здесь влачить жалкое существование за прожиточный минимум, на который выжить невозможно. Согласно официальной статистике, сегодня за границей трудится 1 млн 250 тыс. наших сограждан. Понятно, что реальная цифирь значительно выше. Особенно учитывая полумаятниковую миграцию на период до 90 дней. Это касается как России, так и стран ЕС, когда речь идет о краткосрочных работах и краткосрочной миграции.
Но кто же востребован в Европе? Национальный координатор Международной организации труда в Украине Василий Кострица подчеркнул, что украинцы нужны Европе в качестве рабочей силы на строительстве, в сфере услуг (няни, гувернантки), на сезонных работах (например, сбор урожая) и на самых простых специальностях (разнорабочие, работа на конвейере, грузчики и пр.).
«Разве что открываются некоторые новые рынки, скажем, в Финляндии, однако и здесь также нужны сезонные рабочие на период сбора урожая», — констатировал эксперт.
Небольшой экскурс по разным сайтам, предлагающим трудоустройство, это подтверждает. Да, нужны строители, которым обещают по $800, водители (от $800 до $2 тыс.), помощники повара ($800 – $1200), официанты на круизные суда (примерно та же оплата), сиделки ($1 тыс.), уборщики и разнорабочие (им обещают по $1200). Также нужны наши врачи, им предлагают в среднем по 3 тыс. евро зарплаты. Но их востребованность в той же Германии обусловлена тем, что местные эскулапы такой зарплатой недовольны.
Руководитель Исследовательского центра Международного кадрового портала «HeadHunter Украина» Ульяна Ходоровская отметила, что в Европе востребованы наши IT-специалисты. Это едва ли не единственная сфера, в которой зарплата за границей практически не отличается от оплаты труда у нас в Украине.
«Поэтому IT-шники зачастую возвращаются в Украину потому, что по деньгам выигрыша нет, а жить и строить карьеру приятнее в своей стране», — подчеркнула она.
Эксперт констатировала, что согласно проведенному ими опросу, 91% респондентов задумывались о переезде за границу, чтобы там строить карьеру. То есть, эти люди не «сидели на чемоданах», но рассматривали подобную перспективу.
«У них была иллюзия, что за рубежом трудоустройство будет более легким, а зарплата – более достойной. Насколько это правда – большой вопрос. Все зависит от специальности человека, от того, насколько его рабочий потенциал адекватен европейским потребностям и насколько он в европейскую действительность впишется, потому что даже структура резюме в Европе в корне отлична от украинской. Их интересуют совершенно другие вещи. Например, если у нас в резюме принято детально описывать хобби и образование, то в европейском резюме основной акцент делается на опыте работы», — подчеркнула Ходоровская. И добавила, что не всегда европейским работодателям понятен опыт работы человека, который работал инженером на заводе: то есть, насколько адекватны его технологические навыки требованиям европейского предприятия.
КРИЗИС ПО СЕЙ ДЕНЬ
В свою очередь Кострица рассказал, что Украина ежегодно выпускает около 340 тыс. человек из ПТУ и чуть больше – из вузов. Согласно статистике, в течение полугода, около 20% выпускников приходят в центры занятости. Это говорит об их уровне подготовки и приобретенной квалификации.
«Вопрос не в дипломе, а в знаниях, умноженных на опыт и навыки», — констатировал он и уточнил, что у людей, рассчитывающих получить работу в Европе, но в Украине работающих нелегально, мало шансов трудится в ЕС. Только потому, что доказать, что вы работали в той или иной сфере без записи в трудовой или копии договора, европейцам будет невозможно. Европа верит документам, а не словам.
А директор рекрутингового агентства Forsage Елена Грищук считает, что перспектива работать в Европе у квалифицированных украинцев есть, если последние на родине имели счастье работать в представительствах международных компаний. «У них хорошие возможности для карьерного продвижения внутри своих компаний на других рынках, но часто путь в Европу для них лежит через офисы компании в странах Азии, Африки, Востока, что не все приемлют», — подчеркнула она.
Научный директор Института Евроатлантического сотрудничества Александр Сушко уверен, что подписание соглашения об ассоциации никоим образом не отразится на трудовых отношениях. Ведь трудоустройство иностранных граждан относится к компетенции стран-участниц ЕС, а не Евросоюза в целом.
«То есть, страны сохраняют суверенитет в вопросах регулирования собственных рынков труда», — констатировал он. Пояснив, что межгосударственные отношения, регулирующие доступ к трудовым рынкам, заключаются, как правило, на двустороннем уровне – то есть, не между Украиной и ЕС в целом, а между Украиной и страной-участницей Евросоюза.
А г-н Кострица уточнил, что сам опыт ЕС показал, когда к уже существующим 17 странам-участникам присоединились еще 10, не было автоматического разрешения на трудоустройство граждан всех вновь присоединившихся государств. До сих пор не все эти страны получили такое право, хотя уже длительное время являются странами-участниками ЕС.
Также эксперты сошлись во мнении, что многие страны Европы и поныне не отошли от кризиса: и если их граждане не могут найти работу, то зачем им украинцы?