Повышение учетной ставки призвано сдержать инфляцию, но эксперты говорят об ударе по кредитованию технологичных производств и прогнозируют рост курс доллара в стране. А инфляция все равно вырастет из-за грядущего повышения цены газа по требованию МВФ.
Ставку подняли вместо транша МВФ
После того как Нацбанк принял увеличил учетную ставку до 17,5%, ожидается сокращение кредитования реального сектора. Об этом заявил экономист Виктор Скаршевский. По его мнению, новая учетная ставка повысит стоимость кредитов до 3%.
«Плюс 1,5% — за счет роста учетной ставки, а остальное — «интерес» банков», — цитируют эксперта СМИ.
Отметим, что учетная ставка, это процент под который Нацбанк предоставляет кредиты коммерческим банкам. И чем выше учетная ставка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими кредит.
До декабря 2017 года учетная ставка сохранялась на уровне 12,5% годовых. В декабре прошлого года она увеличилась до 14,5%. В январе 2018 года ставка выросла до 16%, а в 1 марте до 17%. Теперь прибавили еще полпроцента.
Глава Нацбанка Яков Смолий пояснил очередное повышение стремлением вернуть инфляцию в рамки целевого диапазона в 2019 году, то есть к уровню в 5,8% в годовом измерении. По его словам, снижение инфляции может оказаться под угрозой из-за активной трудовой миграции, и из-за риска не получить транш МВФ. Поэтому и нужно удорожание ставки по кредитам.
Директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко назвал решение НБУ «полной бессмыслицей».
«НБУ повысил учетную ставку до 17,5%. Полная бессмыслица. У нас инфляция официально снижается и кредитование бизнеса не работает», — пояснил Охрименко.
Директор Института развития экономики Украины Александр Гончаренко считает, что повышением учетной ставки Нацбанк дал толчок к падению курса гривны относительно доллара.
«Волатильность и непредсказуемость гривны будет только усиливаться. И те же крупные валютные спекулянты прекрасно знают, что у Нацбанка для борьбы с ними нет ни средств, ни воли. А значит, американский доллар будет расти», — написал он на своей странице в Facebook.
А экономический эксперт Борис Кушнирук отмечает: « Нацбанк с помощью своей политики «дорогих денег» последние три года никак не смог повлиять на инфляцию, которая в значительной степени носит немонетарный характер».
Эксперт написал в Facebook, что политика НБУ является убийственной для деловой активности. Дескать, экономика страны после девяностых годов прошлого века еще не сталкивалась с таким постоянным, четырехлетним сокращением кредитования производственных предприятий, которые лишаются возможности пополнить оборотный капитал за счет банковских кредитов.
Борис Кушнирук уверяет, что при такой политике экономика обречена быть сырьевой. Ведь, по его словам, от политики высоких процентных ставок в первую очередь страдают перерабатывающие отрасли экономики.
«Цены на их продукцию не имеют такой волатильности, как это происходит с сырьем и полуфабрикатами. Перерабатывающие предприятия не могут в зависимости от уровня цен на сырьевых рынках так быстро сократить или нарастить производство, и так же быстро поднять или снизить цены на свою продукцию», – поясняет эксперт.
Дескать, когда процентные ставки становятся слишком большими, производители перерабатывающих предприятий вынуждены отказываться от банковских кредитов, а значит, и от развития производства.
Цену на газ все равно поднимут
Борис Кушнирук и ранее высказывал мнение, что стране реализуется ошибочная теория.
«При политике дорогого кредита у предприятий нет средств для экономического роста. То есть, мы сами себе еще и ограничиваем возможности для того, чтобы экономика росла более эффективно», — говорит он.
Эксперт указывает: «Рост, причем устойчивый, зависит не от цен на сырье, а от перерабатывающей промышленности. Для этого необходимо проводить целенаправленную промышленную политику: способствовать развитию производства с большим уровнем добавленной стоимости».
По мнению экономиста, в правящих кругах нет даже понимания того, что без целенаправленной промышленной политики устойчивый экономический рост невозможен.
Отметим, что доля промышленности в ВВП упала с 50% в 1991 до 27% в 2016 году. Страна производит только 37% черных металлов, 8% тканей, 4% автомобилей от показателей 1991 года. Украина — единственная страна на постсоветском пространстве и одна из трех в мире, ВВП которой меньше, чем 30 лет тому назад.
Вместе с сокращением промышленности, растет потребность во внешних заимствованиях. Так, история отношений Украины и МВФ началась с 1992 года. За время независимости Украина получила от МВФ девять траншей. Как свидетельствуют данные Фонда, за 26 лет Украина вошла в число крупнейших должников МВФ, заняв второе место после Греции.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко констатирует: «В текущей ситуации страна должна постоянно получать внешний ресурс. Сделать она это может из внешних источников, в частности, благодаря МВФ. Мы находимся на пике политического цикла, и многие обещания, которые должна выполнить Украина, очень сложно сделать. Например, поднять цену на газ. Это является политическим решением».
При отсутствии кредита МВФ, страна, по его словам, не сможет нормально выдерживать финансовую стабильность.
«В итоге в Украине возрастет инфляция, так как у нас 25% потребительской корзины зависит от импорта и курса валют», — отмечает экономист
Отметим, что 12 июля Нацбанк поднял учетную ставку, а 13 июля стало известно о переносе переговорного процесса с МВФ относительно поступления очередного транша.
Как известно, одно из ключевых условий МВФ – повышение тарифов на газ для населения до рыночных значений.
Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) прогнозирует рост предельных розничных цен на газ для населения в 2018 году (декабрь к декабрю прошлого года) на 18%.
Такой прогноз Кабмин утвердил, несмотря на то, что ранее Кабмин отсрочил рост цен на газ для населения, а премьер-министр Владимир Гройсман утверждал, что правительство спорит с МВФ.
«Мы пытаемся найти формулу, чтобы цена была, с одной стороны, справедливой, а с другой – умеренной для украинских граждан», – рассказывал глава правительства.
Он отмечал, что промышленность сейчас покупает газ около 10 тыс. гривен за тысячу кубометров. А для населения ограничили цену до 7 тыс. Дескать, 10 тыс. — цена неподъемная.
Но при прогнозируемом МЭРТ повышении на 18%, цена поднимется примерно до того уровня, который требует МВФ.
Ранее эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин заявлял, что если Украина выполнит требование МВФ и поднимет цену на газ для населения, то инфляцию уже не удастся удержать — она будет выше того диапазона, ради которого НБУ поднял учетную ставку.
.