Кабмин хочет резко повысить налоги, что отражено в резонансном законопроекте № 5600. Его хотят представить общественности как антиолигархическую инициативу, однако, на самом деле он может ударить по рядовым потребителям и скромным предпринимателям, а также привести к замиранию и так слабо работающей кризисной экономики.
«Антиахметовский» закон
Правительственный законопроект № 5600, которым хотят повысить налоги в разных сферах экономики, был принят в первом чтении 1 июля. В Кабмине посчитали, что налоги и акцизы в стране не пересматривались несколько лет и пора их обновить. В частности, предлагаются следующие изменения:
— увеличить ставки акцизного налога на алкогольные напитки, экологического налога и рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины на 5 %;
— увеличить ставки рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, рентной платы за специальное использование воды и за специальное использование лесных ресурсов на 14,5 %;
— увеличить ставки экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в 1,6 раза и предусмотреть их повышение в 8 раз к 2029 году;
— повысить ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО2) с 10 до 30 гривен за тонну;
— повысить ставки экологического налога за отходы для предприятий горной промышленности с 0,49 до 1,5 гривен за тонну.
Это далеко не исчерпывающий перечень повышений, предполагаемых законопроектом. Принято считать, что такие налоговые изменения могут существенно повлиять на предприятия, которые контролирует самый богатый человек Украины Ринат Ахметов. У него есть компании, которые занимаются железной рудой и металлургией. По некоторым подсчетам, которые звучали в СМИ, законопроект № 5600 вытащит из капиталов Ахметова дополнительно 15 миллиардов гривен (550 миллионов долларов). Это небольшая сумма, если учитывать, что весной Ахметов занял первую строчку топ-100 богачей Украины по версии Форбс с состоянием, подросшим до 7,6 миллиардов долларов. Но именно поэтому законопроект № 5600 прозвали «антиахметовским». Такой эпитет не совсем объективный, потому что налоговые изменения касаются широчайшего спектра экономической деятельности и затрагивают широкие слои не только бизнеса, но и наемных работников, селян, простых потребителей.
Законопроект № 5600 будет касаться не только крупного бизнеса. Он вызывает настороженность у тех, кто работает в аграрном секторе. Например, в документе предлагается ввести минимальное налоговое обязательство (МНО) на земельный участок. При его подсчете будет учитываться нормативная денежная оценка земли, площадь участка, период пользования и специальный коэффициент 0,05. Если прикинуть, что нормативная оценка гектара в Украине около тысячи долларов, то с одного гектара придется заплатить около 1400 гривен такого МНО. Нетрудно посчитать, что этот налог составляет около 5 % от стоимости земли.
Даже эта полученная нами сумма в полторы тысячи гривен с гектара выглядит довольно большой. Не каждый захочет ее платить. По мнению экспертов, этот налог будет стимулировать собственников земли избавляться от нее в условиях открывшегося рынка земли.
Для аграриев это не последняя инициатива. Тех, кто занимается разведение домашней птицы, страусов и перепелов хотят исключить из 4-й группы плательщиков единого налога. Это фермеры, являющиеся физические лицами-предпринимателями, так называемые ФОПы. Сейчас они платят 10, 30, 50 % единого налога раз в три месяца в зависимости от того или иного квартала, то есть в среднем 25 %. Переход на общую систему налогообложения заставит их перестраивать бизнес, многие процессы усложнятся, а продукция подорожает. В «Союза птицеводов Украины» рассказывали в СМИ, что от нововведений мясо птицы подорожает на 30 %, а яйца – на 25 %.
Налог на доходы физических лиц обяжут платить и тех, кто работает на площади свыше 0,5 гектара (50 соток). Сейчас эта норма установлена на уровне 2 гектаров. По сути, это налог для малых фермеров, тех, кто продает на рынке овощи и фрукты, выращенные на своем земельном участке.
НДФЛ в 18 % вводится и на доходы, полученные от продажи третьего и следующих объектов недвижимости. Ранее эта ставка была на уровне 5 %. Новые акцизы поднимут цены на табак и алкоголь, а новая рента – на мобильную связь и интернет.
«Любое повышение налога бьет по рядовым потребителям, – говорит политический эксперт Андрей Кучер. – То есть мы с вами будем платить за все повышение налогов. Даже то, что мы слышим о том, что он “антиахметовский”, это определенный ярлык для того, чтобы отвести внимание людей и сместить акценты. Как объяснить людям, что для них будут повышать налоги на те же самые новостройки? Необходимо придумать красивую байку, вот эта байка и сработала, что якобы этот закон “антиахметовский”».
«Ударит по рейтингу Зеленского»
Законопроект № 5600 имеет еще одну характеристику. Его называют ресурсным. По разным оценкам, он должен привлечь в государственную казну 50-60 миллиардов гривен ежегодно. Однако, как это реализуется в действительности, сказать сложно. Эффект может быть совсем обратным.
«Изменения коснутся представителей бизнеса, которые в течение многих лет привыкли руководствоваться нормами, выписанными под них и для их обогащения. За счет ликвидации схем доходы бюджета увеличатся на 50 миллиардов гривен ежегодно. Законопроект не повлияет на законопослушных граждан и малый бизнес, которые работают открыто», – заявил в Верховной Раде министр финансов Украины Сергей Марченко при рассмотрении документа.
А бороться со схемами, очевидно, будут путем расширения прав налоговиков и ограничений прав бизнеса. Законопроект № 5600 содержит ряд норм, которые не совсем соответствуют не только логике, но и элементарному пониманию прав человека. Например, инициаторы законопроекта хотят запретить руководителям предприятий, где есть долг, покидать границы Украины. Но руководитель компании – наемный работник. Логичней было бы вводить ограничения на собственников предприятий.
«Фискалам в законопроекте № 5600 прописали расширенные полномочия, – говорит экономист Олег Пендзин. – Они, в частности, смогут взыскивать налоговые долги без обращения в суды. Также налоговики смогут требовать пояснения и получать информацию по любым вопросам, а не только по фактам выявленных нарушений, как сейчас. То есть предприниматели должны будут рассчитаться с Налоговой до обращения в суд. Бизнес существует за счет оборотных средств, а из-за этого законопроекта у предприятий будут огромные замороженные средства».
В таких условиях бизнес будет или уходить в тень, или, скорее, просто прекращать свое существование.
«Предприниматели, чтобы не сидеть без денег, просто будут закрываться. Как следствие, стоит готовиться к подорожанию цен и к росту уровня безработицы в стране», – считает Олег Пендзин.
Экономический эксперт Всеволод Степанюк говорит, что законопроект № 5600 необходим правительству, чтобы уменьшить дефицита бюджета и контролировать бизнес путем сбора большего налога. Это требование МВФ. Еще одна задача – снижение конкурентоспособности украинской экономики, к чему приведет рост себестоимости продукции из-за высоких налогов. Эксперт отмечает, что в части борьбы с олигархами не обязательно повышать налоги на все и вся. Тот же экспорт сырья можно регулировать таможенными пошлинами.
«Я традиционно критикую увеличение ренты на внутреннюю добычу, потому что это увеличивает цену этого товара для внутреннего рынка, – говорит Всеволод Степанюк. – Я полностью согласен, что большая часть руды экспортируется за рубеж, но это регулируется таможенной пошлиной, чтобы для вывоза это было дорого, а для внутреннего рынка это было дешево. Потому что, повышая ренту, они повышают цену для каждого гражданина Украины – на жилье, на металлопродукцию. Повышение ренты внутри делает менее конкурентоспособной экономику в целом и ведет к обеднению населения, к уменьшению его покупательной способности. Вместо того, чтобы регулировать экспорт сырьевых товаров таможенной пошлиной, они устанавливают то, что проще и больше заставит олигархов идти договариваться. Это именно увеличение ренты».
Удивителен сам факт того, что правительство решило повышать налоги именно сейчас, когда экономика оживляется после коронакризисного прошлого года, а государственный бюджет Украины в 2021 году выполняется сверх плана. Есть верси, что цель «ресурсного» законопроекта Кабмина № 5600 – это собрать достаточный финансовый ресурс для президентских программ.
«По текущему году ситуация складывается намного более положительным образом, чем предполагалось, – рассказывает экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин. – Сейчас в Украине развернулась очень большая инфляция. Импорт сейчас очень высок, цены на экспорт тоже очень высоки. Согласно оценке, которую я сделал по анализу пяти месяцев выполнения бюджета, можно говорить о том, что государство только в этом году перевыполнит доходы от плана на 90 миллиардов гривен. По сравнению с прошлым годом за 5 месяцев было собрано на 135 миллиардов больше доходов, чем год назад. Год назад экономика была в жестком локдауне. Насколько мне известно, цель данного законопроекта – еще увеличить госрасходы под некие президентские программы, которые ждут своей очереди, а фактически это еще увеличение расходов бюджета, которые в принципе хотят всунуть в текущий год, и соответственно именно под эти новые программы они хотят увеличить еще налоги».
Если следовать этой версии, то президенту уже мало «Большого строительства» на сотни миллиардов гривен. Очевидно, необходимо финансировать еще и «Большую реставрацию», выполнять обещание медикам зарплаты в 13-20 тысяч гривен, а за ними еще и учителям и так далее. Проблема только в том, что вокруг президентских программ, как показывает опыт многих лет, традиционно ходит коррупция.
«Почему украинцы в отличие от европейцев не любят платить налоги? Да потому что они видят, как они разворовываются. Дороги тут совершенно не исключение», – подмечает Всеволод Степанюк.
Законопроект № 5600 должен пройти тщательную подготовку ко второму чтению, наверняка к нему будет много правок, но вряд ли изменится его идеологическая основа. В конечном итоге он может негативно сказаться на бизнес-климате в стране, вызвать очередную порцию социального напряжения и рост стоимости любых товаров в Украине – от овощей до недвижимости.
В первом чтении законопроект № 5600 поддержали 264 народных депутатов. «За» проголосовали «Слуга народа», депутатские группы «Доверие» и «За будущее». Остальные фракции либо воздержались, либо голосовали «против». Поддерживать правительственную иницативу спешат далеко не все, потому что принятие норм этого документа может повлечь и политические последствия.
«Мы понимаем, что все законодательные инициативы утверждаются одним человеком в стране. Это Зеленский, – говорит политический эксперт Андрей Кучер. – И то, что он проводит такой процесс фискализации, на мой взгляд, очень сильно ударит по его рейтингу, а возможно и приведет к досрочным президентским выборам. Даже такого не исключаю».