Денис Гонтарь
06:03 17/10/2013

Удавка на проезд

Чиновники все время жалуются, что тарифы на проезд в общественном транспорте не покрывают затрат на осуществление перевозок. Им все время хочется поднять плату за проезд в автобусах-троллейбусах до баснословных сумм, но обычно все заканчивается повышением стоимости билета на несколько десятков копеек. Вроде и немного, но для каждого пассажира – это лишние пару десятков гривен затрат в месяц. Впрочем, в столичных чиновничьих кабинетах решили не мелочиться и сразу вытянуть из карманов пассажиров солидный куш. О повышении платы за проезд говорят и в других городах. «ГолосUA» решил выяснить, так ли нужно повышение тарифов на проезд и как это отобразится на качестве услуг?

 «ЗОЛОТОЙ» БИЛЕТ ДЛЯ КИЕВЛЯН

Итак, с 1 января киевлян и гостей столицы ждет настоящая «шоковая терапия» относительно оплаты проезда в общественном транспорте. Стоимость билета составит 5 грн вместо нынешних 1,5 грн. Конечно, такое решение еще нужно утвердить, но маховик-то уже запущен. Власти лишь утешают пассажиров, что за эти деньги можно будет целых 75 минут ездить во всех видах транспорта кроме маршруток. Но с учетом столичных пробок вряд ли получится далеко заехать, а как только 75 минут истекут, придется покупать новый билет!

Недоумевает от такого решения экс-мэр Киева Иван Салий. По его словам, в столице каждый день огромное количество людей куда-то едет, поэтому, с точки зрения социальной составляющей, нужно уменьшать плату за проезд или держать на том уровне, который есть.

«Экономику в Киеве нужно подымать, ведь сейчас бюджет города не наполняется. Но чиновники пошли самым легким путем и хотят повысить тарифы на проезд. Только нигде в мире нет самоокупаемого общественного транспорта! Скажем, в Париже, Берлине и Москве на перевозку пассажиров из бюджета направляются дотации в размере более 50% от общей надобности. Городской общественный транспорт – это не бизнес, на этом нигде в мире не зарабатывают. Все это показатель эффективности власти», — заявил в комментарии "ГолосUA" Иван Салий.

Кроме этого он спрогнозировал, что как только в силу вступят новые тарифы на проезд в троллейбусах-автобусах-метро, маршрутчики также повысят стоимость на свои услуги – ведь все это взаимосвязано. 

В свою очередь эксперт в транспортной отрасли Вячеслав Коновалов в комментарии ГолосUA напомнил, что из года в год чиновники жалуются — весь общественный транспорт убыточен, но ведь как высчитывается себестоимость проезда, никто реально не показывает, а те данные, которые подаются, вызывают массу вопросов…

«Например, если взять городскую электричку, то в себестоимость проезда заложена уборка платформ, и на это ежедневно якобы тратится около 2 тыс. грн. За такие деньги я бы сам оббегал все платформы и убирал их, еще и деньги на вывоз мусора остались бы», — отметил Коновалов. 

Он также добавил, что, вводя новые тарифы на проезд, чиновники так до сих пор не наладили систему маршрутов общественного транспорта, который бы подвозил людей к метро.

«Да, нам рапортуют, что закупили 100 автобусов, 200 троллейбусов… Но того количества транспорта, которое заявлено, я не вижу – он не работает на улицах города. Более того, в парках стоят несколько сотен автобусов-троллейбусов из-за отсутствия запчастей. Вводить новый тариф, не наладив систему маршрутов, – это кощунство», — считает эксперт. 

Практически все наши собеседники также сходятся во мнении, что  коммунальные предприятия бездарно распоряжаются возможностями по привлечению денег от рекламы.

Еще в прошлом году "ГолосUA" подсчитывал, что тот же метрополитен мог бы зарабатывать на рекламе около 7 млн грн в месяц, но официальные отчеты говорят о том, что подземка имеет с этого меньше миллиона. Всем заправляют частные агентства, которые берут в аренду площади метрополитена, поэтому в бюджет подземки поступают лишь крохи. «Потерянные» деньги можно было бы смело пускать на поддержание «штанов» метро. 

В то же время Коновалов считает, что сейчас власти столицы запустили информацию о 5-гривневом проезде, чтобы узнать, как к этому отнесутся киевляне.

«Сейчас все горожане в шоке, но возможно, стоимость проезда в итоге повысится до 2,5-3 грн. Все вздохнут с облегчением, мол, хоть не 5! Однако власти-то все равно добьются своего и стоимость проезда увеличится аж в два раза», — подчеркнул Коновалов.   

И РЕГИОНЫ ТУДА ЖЕ!  

Ситуация с поднятием тарифов на проезд в регионах тоже не лучше. К примеру, в Симферополе билет в троллейбусе стоит 1,25 грн, а в маршрутке – 2,75 грн. Но перевозчики недовольны такими тарифами. Все они твердят: работаем практически в убыток.

«Сейчас рабочая группа Совета министров изучает все условия, которые мы предлагаем. Мы хотим поднять стоимость проезда хотя бы на 5 копеек за километр. Нынешний тариф не покрывает расходы перевозчиков», — отметил президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Николай Дискин.

А вот в Луганске слухи о том, что подорожает проезд в общественном транспорте, поползли еще в августе. Тогда местные чиновники одним махом перекроили транспортную систему города. В то же время власти официально отрицают, что стоимость проезда может повыситься. Впрочем, луганчане не слишком-то и верят в обещания чиновников, зная, что их в любой момент могут поставить перед фактом. Так уже было в 2011 году, когда цена одной поездки выросла до 2,5 грн. Для компактного Луганска – это дорого. Но мэрию не интересовали доводы общественников. Также чиновников не смущало недовольство самих луганчан.

К тому же, вопреки обещаниям, качество пассажирских перевозок с той поры никак не изменилось. По городу курсируют все те же полуразвалившиеся маршрутки с хамовитыми и зачаствую пьяными водителями. Эксперты считают, что и в других городах с повышением тарифов на проезд качество услуг оставит желать лучшего. 

А что же наше правительство? Оно заявляет, что вопрос тарифов на проезд в общественном транспорте рассматривают местные органы власти.

«Все тарифы должны быть взвешены, учитывая их себестоимость, — заявил в комментарии ГолосUA вице-премьер-министр Александр Вилкул. — С начала года в Украине инфляция составила ноль процентов, и мы не видим каких-то существенных составляющих для того, чтобы повышать тарифы на перевозку пассажиров».

Вот такой замкнутый круг. Что ж, до конца года осталось ждать недолго – поживем, как говорится, увидим…

Читайте также по теме