Олег Бджілка
13:25 24/06/2008

Уголь Украины: второе дыхание

С начала 2008 года, рост мировых цен на уголь оказался значительно выше ожиданий экспертов. Крупные угледобывающие компании, такие как BHP Billiton, Rio Tinto, Xstrata, Wesfarmers, Ensham Resources, Macarthur Coal в марте с.г. заявили о срыве многих контрактов заключенными с азиатскими потребителями. Так, одна из крупнейших металлургических компаний южнокорейская POSCO объявила, что согласилась на повышение цен на коксующийся уголь в рамках годовых контрактов с рядом австралийских поставщиков на 205—215%, более чем до 300 долл. за тонну. Подорожание коснулось и энергетического угля, в среднем на 82-130%.

Впрочем, рост мировых цен может позитивно отразится на угольной отрасли Украины, в часности, помочь выйти из кризиса государственным угольным предприятиям. Недавние заявления депутатов разных фракций и премьер-министра Тимошенко о закрытии ряда шахт, ввиду высокой смертности персонала, носит скорее всего популистский характер. На сегодняшний день, высокий спрос и цена на уголь повышает интерес инвесторов к угольной отрасли Украины, что делает абсурдым вариант закрытия некоторых шахт, с точки зрения экономики.

Вообще, в ближайшее время, на перспективу в 20-30 лет — альтернативы углю в Украине нет. Так что грамотно реформированная и работающая угольная отрасль — это, с одной стороны, гарантия энергетической безопасности в Украине, а с другой стороны — сырье для промышленности.

Если пойти путём закрытия шахт, Украина столкнётся с рядом проблем, т.к. закрытие любой действующей шахты — крайне сложная процедура и требует финансирование из госбюджета на ликвидацию социальных и экологических проблем в в среднем 350-500 млн. грн. Даже продажа имущества предприятия не покроет эти затраты, т.к. устаревшая техника если ещё и используется на некоторых частных шахтах, то в очень небольшом количестве, а частные владельцы уж точно не заинтерисованы в покупке устаревшего оборудования. Единственное, что остается — это переработка оборудования на вторсырьё, притом, что нужно сохранить это оборудование от разворовывания.

Что касается экологии, на примере ликвидации шахты № 9 «Капитальная», г Донецк, видно, что газ метан из выработок продолжает выделяться до сих пор. И концентрация метана в подвалах жилых домов представляет серьезную опасность. Государственные предприятия, которые должны заниматься ликвидацией шахт, плохо финансируются, именно поэтому нет возможности уделить достаточно внимания безопасности проведения работ по ликвидации. Сегодня проблема выделения метана на закрывающихся угольных предприятиях касается не только Донецка, но и Шахтерска, Тореза, Снежного и других городов. И это не говоря о проседании почвы шахтого поля предприятий, возможности затопления выработок соседних работающих шахт, безработице населения прилегающих городов.

Рациональное решение высокой смертности шахтёров, нерентабильности некоторых шахт и максимилизация прибыли действующих предлагает приватизация этих объктов.

Самым приемлимым вариантом будет стандартная продажа мажоритарного пакета акций предприятия или же всего холдинга (включая транпортные и ремонтные структуры при предприятиях) с аукциона, при этом, вносятся грамотные поправки к условиям конкурса: /> — требование к покупателю инвестировать соответствующие средства для модернизации производства и внедрения соответствующих новых технологических решений.
— требование повысить уровень безопасности персонала предприятия, в частности уменьшить число несчастных случаев на производстве, путём рационализации
принимаемых производственных решений и инвестирования средств в структуры, отвечающие за технику безопасности (ТБ) ведения горных работ и за ТБ персонала.
— другие поправки: цена предприятия, повышения добычи угля, повышения зарплат персоналу и пр.
При этом государство продолжает административное регулирование цен на уголь для государственных энергогенерирующих компаний в соответственном процентном соотношении распределения добытого угля. Одна из главных поправок — государство должно внести некоторые изменения в закон про акционерные общества, чтобы оно могло проверять деятельность предприятия после продажи и имело право последнего слова, в случае обнаружения нарушений со стороны инвестора.

Сама концепция приватизации, исходит из положения о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства, в смысле, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Государственный сектор, защищен от конкуренции посредством специальных актов, субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. А государственные предприятия, лишены базового свойства рыночной экономики — стимула к максимизации прибыли.

В этом случае сохранятся рабочие места, городская и производственная инфраструктуры, госбюджет получит дополнительные средства от приватизации и перенесёт ответственность за человеческие жизни на владельца предприятия. А это уже совершенно другое отношение к технике безопасности, что в принципе, решает вопрос высокой смертности. Очевидно, что предупредить выбросы и взрывы в шахтах — дело не из лёгких. Но 50% проблемы кроется в безответственности менеджмента предприятий и нерациональности принятых производственных решений, 35-40% кроется в игнорировании техники безопасности и ответственности, также в безалаберном отношении к обязанностям персонала нижнего и среднего звена. Только 10-15% проблемы — это случайные факторы, зависящие в основном от сложности и специфичности горно-геологических условий залегания угольных пластов. Таким образом, новый менеджмент может решить сегодняшние проблемы в угольной отрасли, а именно: уменьшение количества несчастных случаев на производстве и повышения рентабильности производства угля.

Если государство откажется от административного регулирования цен на уголь, кроме своей доли добытого угля, то в этом случае убыточные на сегодняшний день шахты могут стать рентабельными. И это не повлечёт поднятие цен на коммунальные услуги, т.к. цена угля для государственных энергогенерирующих компаний останется прежней. Собственно, это единственный путь для создания сбалансированной рыночной экономики в государстве.

В шахты, добывающие коксующие угли, готовы инвестировать как украинские металлурги, так и российские группы (Мечел и Evraz Group), являющиеся ведущими производителями коксующегося угля в России. В приобретении шахт, добывающих энергетические угли, заинтересованы инвесторы, присматривающиеся к генерирующим компаниям (украинские ДТЭК и «Энерго», российские СУЭК, СУАЛ, «Энергостандарт»).

В будущем же необходимо создание вертикально интегрированных цепочек компаний поставщик-потребитель (шахта-ТЭС) для усиления позиций на рынке. Без этого перспективы у шахт, добывающих энергетический уголь, и у ТЭС, потребляющих его, будут небольшие. Причем, если шахты смогут экспортировать свою продукцию, то ТЭС станут более зависимы от сырьевой конъюнктуры. Потребуется пересмотреть долевые соотношения распределения добытого угля по отдельным шахтам и создать новую концепцию угольной отрасли согласовав с энергогенерирующей, в зависимости от условий последующей приватизации энергогенерирующих компаний. Но это уже другой вопрос.

Читайте также по теме