Угроза похищения детей: как этого избежать

В Украине полиция не способна спасти детей от похищения незнакомыми людьми, если родители или другие близкие родственники не обратятся в компетентные органы. По информации силовиков, родители чаще всего после пропажи ребенка из школы, со двора, из поля зрения обращаются к правоохранителям в последнюю очередь. Корреспондент ГолосUA выяснял, что нужно знать о подобных ситуациях?

Похищения понарошку и всерьез

Статьи журналистов столичных и региональных изданий каждый день пополняются новыми историями о реальном похищении детей злоумышленниками — «чужими дядями и тетями», а также кровными родственниками, и рассказами о мнимых похищениях несовершеннолетних.

Так, по информации сайта Поиск детей, 316 детей пропали в Киеве в 2008 году, нашли живыми всех, кроме Ольги Каминской. 350 детей пропали в 2009 году, всех нашли живыми. 318 детей пропали в 2010 году, всех нашли живыми. 297 детей пропали в 2011 году, 14 из них убегали из дому повторно, нашли 292 ребёнка, а четверых обнаружили мёртвыми, в том же случае, зафиксированы три суицида и один несчастный случай.

Есть также истории о том, что дети состоятельных людей из-за конфликтов в семье устраивают… мнимые похищения. Несколько таких случаев было зафиксировано в 2015 году, сообщила журналистам спикер столичной полиции Оксана Блищик.  Так, 16-летний учащийся одного из столичных колледжей придумал способ «выбить» из кошельков родителей 400 тысяч гривен, чтобы они купили ему мотоцикл. В один из дней родители получили смс-сообщение о том, что их сына похитили, злоумышленники требовали заплатить выкуп. Полиции удалось установить инициатора идеи и найти школьника, который и рассказал о причине своих действий. Но за эту «шалость» отвечать будет не он, а, вполне возможно, его родители. Потому что полиция начала думать о привлечении родителей к админответственности за неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию сына, уточнила О. Блищик.

Был еще один похожий случай в Киеве. 14-летний мальчик обиделся на родителей. Засел в компьютерном клубе, который работает круглосуточно, и через друга отправлял сообщения для родителей. Друг потом звонил родителям и зачитывал эти смс-сообщения. От имени похитителей он требовал 10 тысяч долларов и угрожал, что сына пришлют по кускам, если деньги не будут выплачены.

Еще об одном случае рассказал экс-начальник Управления по делам несовершеннолетних МВД Алексей Лазаренко. По его словам, девушка инсценировала свое похищение, потому что родители запрещали встречаться с парнем, который ей очень нравился.

Глава отдела криминальной милиции по делам детей Ларисы Зуб сообщила журналистам, что чаще всего лжепохищения совершаются детьми в обеспеченных семьях, где между подростком и родителями нет эмоционального контакта. Такое «похищение» для детей, насмотревшихся фильмов-боевиков – способ привлечь внимание родителей или отомстить им за недостаток внимания.

Всему виной конфликт родителей

Бывают случаи, когда детей похищает один из родителей, особенно если речь идет о межнациональных брачных союзах. Например, в 2016 году в Украине было зарегистрировано два очень похожих случая похищения детей. В Броварах Киевской области двое мужчин выхватили пятилетнего Адама из рук бабушки в подъезде, когда женщина с мальчиком спешили в детский сад. Через месяц в Волынской области мальчика в возрасте 1,5 лет Бен Хамуда Имед Эдина похитили двое неизвестных мужчин, жестоко избив бабушку. В обоих случаях в похищениях подозревают родителей ребят, проживающих в восточных странах, которые оформили развод с женами-украинками.

По словам юристов, в таких случаях, даже если известен точный адрес похитителей — этим не поможешь. Так, например, с большей частью восточных государств Украина не имеет договоров о правовой помощи по сотрудничеству в семейных делах. Как только ребенок окажется на территории восточной страны, он «потерян», поскольку нет правовых механизмов для его возвращения. По крайней мере, до его совершеннолетия. /> Ситуация усугубилась после начала военного конфликта в Украине на Донбассе: количество незаконно вывезенных, например, в Россию увеличилось. Часто к этим похищениям причастны родственники детей.

И эти похищения могут закончиться как определением ребенка на постоянное место проживания в семье одного из родителей за рубежом, так и преступлением – несовершеннолетний может стать жертвой злодеев, промышляющих торговли людьми. Так, по информации Евростата, на территории Евросоюза уже были зафиксированы случаи, когда объектом торговли становились дети в возрасте от 12 до 17 лет. В 2014 году зафиксировано 17% таких случаев от общего количества торговли людьми.

Сложность ситуации в том, что украинцы часто сразу сообщают в соцсетях о пропаже детей и просят друзей распространить это SOS-сообщение, чтобы люди, которые стали случайными свидетелями похищения, помогли найти ребенка. А вот в правоохранительные органы обращаются не  своевременно, полагаясь больше на «сарафанное радио».

«Однако посты в соцсетях о пропаже детей или подтвержденном факте похищения (что не одно и то же) не являются основанием для открытия уголовного производства, — рассказал заместитель начальника Департамента Нацполиции по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми Владислав Дубина. —  Поэтому даже если полицейские видят такие посты в Сети, они не имеют права приступить к расследованию».

При этом украинская полиция (а до того – подразделения МВД Украины) продолжает проводить профилактические беседы в школах, с детьми, и с родителями, рассказывая, как эффективнее вести себя в этих ситуациях и предупреждая о последствиях несвоевременного обращения в правоохранительных органах. Взрослым также напоминают об этом с сайта МВД(Национальной полиции Украины) и рекомендуют звонить по номерам 102 правоохранителям и в Службу розыска детей на бесплатный для мобильных звонков номер 116-000.

Кроме того, на сайте МВД Украины создана Геоинформационная система по розыску детей, где можно найти дополнительную информацию и рекомендации, как действовать в критической ситуации.

Но…

Если за детьми приходят добрые дяди и тети…

Экс-начальник Управления по делам несовершеннолетних МВД Алексей Лазаренко сообщил журналистам, что иногда детей похищают незнакомые им люди. Эти люди умеют мастерски применять ложь. И не всегда эти мастера вранья выглядят, как озлобленные маньяки-рецидивисты.

И так же считает Лия Шарова, руководитель школы безопасности Стоп-Угроза. Она уверена: не всегда эти незнакомцы выглядят как преступники. Л. Шарова изучает поведение детей, которые ранее сталкивались с попытками похищения. Опрос несовершеннолетних показал: дети, как правило, уверены, что угроза может исходить только от «преступников» с пистолетом. Этому учат их родители. А дети, в свою очередь, смотрят мультики, фильмы-страшилки и представляют себе, что если во дворе к ним подойдет бородатый дядька с пистолетом, то это и есть тот самый преступник, которым пугают родители.

«19 из 20 первоклашек-второклашек и примерно половина детей 10-14-летнего возраста уверены, что без труда узнают на улице преступника (в черной одежде, жутковатый, прячется, «странно смотрит», идёт с большой сумкой, ведет себя необычно, хитро неестественно улыбается, заманивает конфетой, неопрятный мужчина лет 30-35, похожий на бомжа или на уголовника)», — говорит Лилия Шарова.

Эксперт проанализировала ответы около 3000 детей, чтобы сделать выводы, которыми могут воспользоваться родители несовершеннолетних. Возможно, родители не спрашивали об этом своих малышей, но об этих ответах им надо знать.

«19 из 20 детей всех возрастов проводят вежливую тётю до ближайшего магазина, школы, остановки автобуса. В некоторых классах руки поднимают все без исключения.19 из 20 детей всех возрастов помогут пожилому дяденьке донести до машины пакет, щенка, котенка, портфель, сумку. При этом 10 из 10 учеников начальной школы считают пожилым человека лет пятидесяти. Первоклашки готовы записать в «пожилые» и сорокалетних. А пожилым «надо помогать», — сообщила она.

Руководитель школы безопасности добавила, что большинство опрошенных детей, даже если почувствуют опасность, навряд ли смогут себя защитить. Потому что им внушены определенные модели поведения и родители посоветовали им ориентироваться не на те приметы, по которым на самом деле можно определить потенциального похитителя. Кроме того, дети не имеют большого жизненного опыта и могут просто растеряться в незнакомой ситуации с посторонним человеком: «9 из 10 детей 7-9 лет не знают наизусть номера телефонов родителей. Подумайте, что может произойти, если ваш ребенок останется на улице без своего мобильного телефона, как он с вами свяжется? Кроме того, минимум половина детей побежит в случае опасности в подъезд, во двор, куда-то «где можно спрятаться». Все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым» (соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина), — всем людям, кого они уже когда-то видели.19 из 20 детей стопроцентно пойдут куда-то с любым человеком, который назовет их по имени.

Эксперт считает, что родители должны объяснить ребенку ситуацию с вероятностью угрозы похищения и предостеречь, максимально сузив список лиц, которым ребенок на улице может доверять.

«Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям, возможно, няне и водителю, крестной и близкому другу семьи. И больше никому», — считает она, добавляя, что «все остальные – посторонние люди, которые не должны подходить к вашему ребенку ни с угощением, ни за помощью, ни просто поболтать. И пока вы не расскажете об этом своим детям сто раз, пока вы не научите их автоматически отвечать ЛЮБОМУ человеку «Я вас не знаю, я не буду с вами разговаривать», вы не можете быть уверены абсолютно ни в чем. Они так и будут считать, что преступник ходит в маске и с пистолетом.

Специалист также обращает внимание на то, что дети из-за отсутствия того же жизненного опыта просто еще не способны воспринимать истинный смысл слов, сказанных взрослыми. Чтобы родитель смог точно составить инструкции, которые позволят маленькому гражданину правильно отреагировать на незнакомого человека, детям нужно объяснить, что «настоящий преступник, который может увести вашего ребенка – не подозрителен. Он – самый не подозрительный из прохожих, чаще всего. Это вежливый, улыбающийся, прилично одетый человек, это миловидная женщина или аккуратный старичок».

«Расскажите вашим детям, что «подозрительные» преступники существуют только в кино и криминальных новостях по телевизору», — рекомендует эксперт.

Разумеется, родители имеют право игнорировать любые рекомендации любых специалистов по воспитанию детей, и вообще – выбирать те методики воспитания подрастающего поколения, которые считают нужными. Но ведь, как известно, лучше преступление предотвратить, чем потом на несколько месяцев или лет погрузиться в процесс поиска ребенка, вывезенного за рубеж или пропавшего без вести.

Читайте также по теме