На фоне реальных внешних угроз украинский Нацсовет самоотверженно сражается с украинским провайдером, транслирующим украинские же телеканалы.
«Службою безпеки України отримується інформація, яка свідчить про наявність певних негативних чинників у діяльності TOB «Зеонбуд», окремі з яких заслуговують на втручання регуляторних органів, одним з яких є Національна рада з питань телебачення і радіомовлення», — зачитала 27 ноября с листа член Нацсовета Катерина Котенко, и регулятор выносит предупреждение провайдеру цифровой сети «Зеонбуд».
Если не знать предыстории отношений Нацрады и «Зеонбуда», всё выглядит убедительно — Служба обратилась, Нацсовет отреагировал. Но предыстория была. Нацсовет уже пытался вынести предупреждение «Зеонбуду» — с грубыми нарушениями законодательства, — в связи с чем проиграл и суд, и апелляцию. Теперь регулятор решил подстраховаться письмом серьезной организации. Расчет предельно прост: обращение от СБУ общественность и суд воспримут, как указующий перст государства на внутреннего врага. Только вот, кто направил перст? И кто писал письмо? Кадровые разведчики? Или стенографистка в аппарате Нацсовета под диктовку? Вопрос непраздный, достаточно прочесть обращение, чтобы понять — его стиль и аргументы совершенно не соответствуют уровню документов, Службы, а перечисленные факты вообще не относятся к ее профессиональным интересам. Давайте почитаем вместе.
«Створені передумови до використання українського радіочастотного ресурсу для поширення іноземних платних телеканалів в умовах, коли понад 150українських регіональних мовників опинились на межі знищення».
В переводе с «чиновничьего языка» это означает, что в Украине создана самая современная и крупнейшая в Европе сеть эфирного цифрового телевидения, где может транслироваться много каналов. Так это же замечательно, скажет читатель, за это «Зеонбуд» надо поощрить, а не наказывать! Особенно если учесть, что перечень каналов в цифровой сети определяет исключительно Нацсовет своими решениями. Тогда вопрос, какие могут быть претензии к «Зеонбуду»? Тем более, что он — единственный в стране провайдер, который транслирует исключительно и только украинские каналы.
Что до 150 региональных вещателей, то, напомним, что вот уже 3 года в цифровой сети пустует 122 места для региональных телекомпаний. Почему Нацсовет не проводит конкурс на эти вакансии? Читаем дальше.
«Виявлено, що з вересня по теперішній час TOB «Зеонбуд» частково кодує сигнал у мережі ефірного цифрового телебачення, що суперечить ліцензійним умовам та створює обмеження в доступі громадян до інформації, в тому числі через необхідність додаткових витрат на придбання модулів умовного доступу для розковування цифрового сигналу».
«Выявлять» тут ничего не надо. Сигнал кодируется не с сентября 2014 года, а еще с 2012 года, и не тайно, а на выполнение решения Нацсовета № 2464. И в данном случае «Зеонбуд» является не нарушителем, а заложником непоследовательности и волюнтаризма в решениях самого Нацсовета, который сначала принял решение — закодировать, и компании пришлось потратить дополнительно 40 млн. гривен, теперь Нацсовет передумал и отменил решение о кодировке. И не просто отменил, а установил жесткие сроки, выполнить которые технически невозможно. Не говоря уже о том, что компании надо потратить еще 60 млн. гривен на выполнение очередной противоречивой идеи регулятора.
И относительно фразы — «Створює обмеження в доступі громадян». Факты говорят обратное: за 2,5 года к сети «Зеонбуд» подключилось более 10 (!) млн. телезрителей, а цифровая сеть Украины на крупнейшей международной выставке цифровых технологий в Амстердаме была официально названа как самая быстрорастущая в мире сеть телевидения.
Что до других претензий, например, по тарифам компании и ограничении доступа к тендеру на поставку приемников в Украину, — опять возникают только встречные вопросы. Кто-то может поверить в то, что в такое сложное время спецслужба интересуется тарифами какой-то частной компании? Какое отношение к тарифам, которые определены в договоре между двумя частными компаниями, имеет отношение Нацсовет? Где регулятору прописаны такие полномочия в законе? Что до приемников и тендера на их поставку, то тендер проводил Госкомитет по телевидению, а «Зеонбуд» вообще не имеет никакого отношения к приемникам — не заказывает, не ввозит в страну, не продает и не получает дохода.
Дочитаем же письмо до конца:
«Зокрема, TOB «Зеонбуд» має непрозору структуру власності, засновником товариства виступає офшорна компанія з обмеженою відповідальністю «Планбрідж лімітед», що не виключає можливості до прихованого перерозподілу власності TOB «Зеонбуд» на користь компаній-резидентів держави, військовій агресії якої Україна де-факто протистоїть».
Во-первых, «Зеонбуд» зарегистрирован в Киеве, как украинская компания, и работает в строгом соответствии с действующим законодательством. Но самое главное, провайдер даже гипотетически не может представлять угрозу информационной безопасности. Какие каналы могут вещать, определяет Нацсовет, любое отклонение — аннулирование лицензии провайдера. Вещать без лицензии невозможно, поскольку оборудование цифровой сети расположено на производственных площадях государственного Концерна РРТ и он не даст доступа к электропитанию без наличия у провайдера лицензии Нацсовета. То есть, вся работа «Зеонбуда» находится под жестким контролем государства.
Вывод можно сделать только один: Нацсовету проще демонизировать и преследовать «Зеонбуд», чем решать реальные угрозы для информационной безопасности страны. Их, как минимум, три.
Первая угроза
Жители приграничных районов с Россией жалуются в тот же Нацсовет, что они вопреки своей воле вынуждены смотреть российское ТВ. Это происходит потому, что цифровые приемники принимают все каналы, которые находятся в эфире. Сухопутная граница с Россией порядка 2,5 тыс. км, а глубина «поражения» сигналом до 100 км, это почти половина всей территории страны. И здесь строительство «Стены» не поможет, эту проблему можно решить только с помощью системы условного доступа, т.е. кодирования. Цифровая сеть, оснащенная этой системой, имеет техническую возможность дать приемникам «команду» через эфир — принимать только каналы цифровой сети Украины.
Но для этого приемники телезрителей должны быть также оснащены системой условного доступа. До августа в Украину поступали только такие приемники.
Решение Нацрады об отмене кодирования означает, что теперь на десятилетие вперед население половины страны (приграничные районы) будет и дальше вынуждено смотреть политическую пропаганду соседнего государства.
Вторая угроза
В связи с обязательным переходом Украины на цифровой формат телевидения в 2015 году, пяти миллионам домохозяйств, которые смотрят эфирное аналоговое телевидение, предстоит сделать выбор — перейти в цифровую сеть Украины или на спутниковые платформы, где доминируют российские информационные каналы. При варианте, когда у цифровой сети 32 канала, а у спутника 50—60 и более, наша страна обречена на потерю огромного сегмента своего информационного пространства. Ведь спутники — это не «Зеонбуд», где регулятор решает, какие каналы транслировать в сети. Избежать нежелательной экспансии соседа можно только при помощи цифровой сети, но при условии, что Нацсовет по телевидению даст ей право транслировать и платный пакет из 20 лучших познавательных программ, дополнительно к 32 бесплатным. Это было бы прекрасное конкурентное предложение из 52 каналов для телезрителей. Учитывая уникальную простоту и дешевизну подключения к цифровой сети, информирование населения по общенациональным каналам, можно гарантировать, что в этом случае Украина не только не допустит российской информационной экспансии, но и вернет ранее утраченные позиции.
Третья угроза
До августа было точно известно, сколько завезено цифровых приемников в Украину, кто их завез, кто произвел. Завезены легально, оплачены государству все таможенные пошлины и налоги. Приемники были протестированы в сети, гарантировано сервисное обслуживание и качество. Теперь Нацсовет отменил кодировку, и что видим сейчас на радиорынке? Появились приемники, где нет украинского языка в меню и руководстве пользователя, знаков сертификации в Украине и соответствия национальным стандартам, в пользовательском меню нет страны Украина, а вся информация по гарантийному обслуживанию адресуется жителям России (!). Уверены, что ни один такой приемник легально границу не пересекал.
Речь не только о потерях государственного бюджета и не об очередном ударе по чувству патриотизма в условиях необъявленной войны. Большая часть этих приемников произведена откровенно пропутинской компанией из Петербурга, которая, в свое время, захватила все телепространство России, не без помощи газпромовских структур. Волнует ли это Нацсовет?
Заключение
И это только угрозы, которые мы видим сегодня. Никто не может гарантировать, что через полгода или год не появится какое-то новое пропагандистское ноу-хау, а мы лишили себя универсального инструмента обороны — системы условного доступа. Мне кажется, что в данном вопросе полномочий Нацсовета уже не достаточно, решения должны приниматься более специализированными государственными органами и на более высоком уровне.