Ухо-сердце-вагино-глаз

Да, да, это о тебе, дорогой коллега — семейный врач. Нет, я не издеваюсь, я тебе искренне сочувствую. Ты на меня не обижайся, я из того же племени, что и ты, только мне повезло немного больше, я всю жизнь проработал анестезиологом в стационаре, но твою судьбу знаю хорошо.

Лет семь назад наши чиновники от медицины постановили – быть в Украине  семейной медицине. Поездили по миру, изучили опыт США, Англии, Австралии, поговорили с тамошними врачами и чиновниками, поучаствовали в заседаниях и фуршетах и окрыленные новыми веяниями приехали создавать семейную медицину в Украине. Не разглядели они главного, то, что семейная медицина в этих странах очень затратное с финансовой точки зрения мероприятие. Ведь семейный врач требует не только обучения, но и целой кучи диагностической и лечебной аппаратуры, современных медикаментов, транспорта и связи, медсестер и лаборатории. У нас же решили все сделать дешево и сердито, вернуться в XIX век к земской медицине.

Первые семейные врачи готовились на скорую руку из бывших участковых терапевтов. Раз в Минздраве решили, что теперь у нас будет семейная медицина, то по разнарядке каждая поликлиника направляла на шестимесячные курсы терапевтов, тех которые сами захотели, или тех, кому жребий выпал. На факультетах усовершенствования их начали обучать всему, что должен знать семейный врач, а так как чиновники и сами в ту пору не знали, что же он должен знать, то учили всему понемножку, начиная с акушерства и заканчивая глазными болезнями. За полгода получались эдакие токари-многостаночники, знавшие обо все по чуть-чуть, и не умевшие ничего толком.

Вернулись они после переподготовки и уселись в тех же кабинетах, только таблички на них поменяли, сменив «терапевт» на «семейный врач». Помню, как на первых семейных врачей смотрели их коллеги — узкие специалисты. Хирург подходил, брал за лацкан халата и угрожающим голосом говорил – ты смотри, живот не трожь, а то я тебе геморрой без наркоза прооперирую. Потом подходил окулист и требовал – в глаза не суйся, а то будешь всю жизнь в черных очках ходить, фингалы прятать. Что на ухо гинеколог шептал, могу только догадываться.

Одни педиатры вздохнули с некоторым облегчением, их всегда не хватало, а тут семейный врач, хоть часть детей на себя взять сможет. А ты этих детей сам, как огня боишься. Старшие, еще ничего, а груднички только кричат, а что у них болит сказать не могут, сиди и догадывайся. Хорошо, если педиатр рядом, можно помощи попросить.

Так ты и работал по-прежнему, выдавая больничные, леча гастриты, ОРЗ и бронхиты. Тем, кто на селе, повезло меньше — по 2-3 тыс. человек на участке, машины зачастую нет, впрочем, когда ты назывался участковым терапевтом все было точно также. От смены названия не прибавилось ни аппаратуры, ни медикаментов, разве что какое-то допотопное оборудование, которое уже давно безнадежно пылилось на складах где-нибудь в Европе или Америке, и на которое фирмы производители давно махнули рукой, занеся его в графу убытков, и которое, вдруг расщедрившись, за хорошие откаты закупило наше министерство и всунуло  их в твою амбулаторию.

Потом семейных врачей начали готовить кафедры мединститутов. По Болонской системе, которая у нас превратилась в Оболоньскую. Пили пиво, гуляли, а в перерывах изучали педиатрию, терапию, хирургию, акушерство и гинекологию, онкологию, фтизиатрию, кожные и венерические болезни, короче весь спектр медицинских специальностей. Просто раньше, после окончания института для каждой из них готовили узкого специалиста, а теперь семейный врач был в одном лице и неврологом и терапевтом и хирургом и гинекологом и ЛОР. Те, кто учился на контрактной форме, могли выбирать себе специальность. Родители пристраивали их, кого чиновником в министерство, кого в облздравы, кто-то шел в фармацевтические фирмы медпредставителями, а из 40% бюджетников готовили семейных врачей, фтизиатров, рентгенологов, врачей-лаборантов.

Для внедрения семейной медицины в Украине в ближайшие 10 лет необходимо подготовить до 35 тысяч специалистов. Теперь, в связи с повсеместным переходом на семейную медицину и нехваткой подготовленных специалистов, начнут переучивать всех подряд: и хирурга с 20-летним стажем. и акушера-гинеколога, и ЛОРа. Хочешь работать – переквалифицируйся, не хочешь – иди на пенсию, если возраст позволяет, или ищи себе любую работу. Можешь на базаре семечки продавать или канавы копать.

   И вот наконец знаменательный день – окончание института. Ректор зачитал поздравление, всем сунули в зубы дипломы и отправили на интернатуру. Два года интернатуры и вот ты уже дипломированный семейный врач. «Корочка» в кармане, фонендоскоп на шее, в карманах пусто. Зарплата начинающего семейного доктора 1200 грн., «чистыми» на руки около тысячи. Если семья, то две тысячи, а тут еще ребеночек родился. Правда государство по этому случаю пособие выплачивает – 25 тысяч на первого: восемь тысяч сразу, как раз на коляску, кроватку и одежку хватит, потом еще год ежемесячно на памперсы и питание что-то будет перепадать.

Если в селе, то на две с половиной тысячи еще как-то прожить можно, особенно, когда при амбулатории квартирка есть или какой-нибудь домишко председатель выделит для молодых специалистов. Ну а в городе, особенно в крупном, на эти деньги никак не протянуть, разве что ноги. Одна аренда квартиры больше тысячи будет стоить, а ведь еще кормиться надо, одеваться, на работу ездить. Хорошо бы еще компьютер и интернет иметь, только при таких доходах это уже из области ненаучной фантастики, если, конечно, родители не помогают. Но ведь бывают такие семьи, где родителям сами помощь требуется, особенно если один безработный, а второй пенсионер. Вот и начинаются суровые будни. И смотришь ты на каждого больного алчными глазами, видя в нем источник дополнительного дохода. И не потому, что ты такой жадный, а потому, что тебе кушать хочется, а иногда и в кино сходить или жену на мороженное в кафе сводить.

Про покупку квартиры или машины с такими зарплатами, я вообще молчу. Это ж сколько лет работать надо, чтобы насобирать 40-50 тыс. долларов на жилье? Одной жизни не хватит. Правда, со временем зарплату тебе поднимут и будешь ты к концу жизни получать тысячи две, а может и больше. Вон в министерстве грозятся, что с 2020 года зарплата семейного врача будет больше восьми тысяч, только сколько ж тогда буханка хлеба будет стоить? Тебе обещают платить не только тарифную ставку, но и доплачивать в зависимости от объема и качества предоставленной медицинской помощи. Кто  будет определять это качество и откуда возьмутся деньги, если первичная медицинская помощь теперь будет оплачиваться из местных бюджетов, в которых не хватает денег на самое необходимое, никто не объясняет. Скорей всего в ближайшее время семейному врачу придется перейти на подножный корм и подношения пациентов.

   Чиновники говорят, что семейный врач — это целая новая философия в медицине, что ты не только все болезни лечить должен, но и проводить оздоровление, вакцинацию, диспансеризацию, обучение здоровому образу жизни детей и подростков, то есть за одну зарплату быть для людей врачом, священником, психологом, юристом, учителем, социальным работником и гигиенистом. Тебя бросили в окопе на переднем крае медицины со связкой таблеток и шприцом наперевес, против целой армады болезней. Не жди помощи от штабных крыс. Чинуши окопались в кабинетах минздравов и облздравов и заняты тем, что пилят медицинский бюджет. До тебя дойдут только крохи. Хозяева страны и успешные создали для своих потребностей Феофанию, сеть частных клиник, а при необходимости лечатся за рубежом.

Семейная медицина, это медицина для неимущих и отношение к ней соответствующее. Спасение болящих, дело самих болящих и ты первое звено между жизнью и смертью. И если кому-то из твоих пациентов понадобится специализированная помощь в территориально-медицинских центрах или клиниках, то он ее получит только в том случае, если у него есть на это деньги.

Так ты и живешь. Работаешь на полторы ставки, потому, что на ставку не проживешь, а на две жить некогда. Иногда перепадает тебе что-то от благодарных пациентов, кто-то полсотни в карман сунет, бабушка яиц или молочка принесет, к празднику кто-нибудь курочку приволокет и бутылку водки. Если с тоски не сопьешься, то будешь ты к пенсии жить в старой родительской квартире, а твои дети с сожалением смотреть на тебя и думать, что уж их-то ждет лучшая жизнь.

А может плюнешь ты на все, соберешь вещи и поедешь в поисках счастья за рубеж. Там сейчас наших много. Только из постсоветских республик больше 20 тысяч врачей выехало за границу. Одни работают медсестрами, другие нашли себе какую-то работу не по специальности, некоторые пересдали диплом и работают врачами. А за что тут держаться, если государство на тебя чихать хотело?

Доктор медицинских наук, профессор Бобров, сказал: «Пропагандируемый сегодня "семейный врач" — мерворожденный урод от медицины. Это не более чем диспетчер».  Ты не урод, ты — жертва системы, и не твоя вина, что из тебя сделали заложника у больных. Богатые к тебе не обращаются, а бедным деваться некуда, особенно в селе. И идут они к тебе со своими болячками и бедами, а ты чем можешь помогаешь им. Кому зеленкой, кому таблетку дашь, кому доброе слово скажешь. Хорошо, если ты от такой жизни не потерял совесть и знания и помогаешь, по мере возможностей людям. Ну а на нет, и суда нет. Успехов тебе коллега в твоей нелегкой работе.

Читайте также по теме