Юрий Шпак
06:00 29/04/2016

Ухудшение криминогенной обстановки в Украине: почему преступность выгодна власти (ТАБЛИЦА)

Люди выходят на майданы для защиты личных прав и идеалов. Они пытаются отстоять свои права. Если власть хочет избавить себя от угрозы праведного бунта, ей нужно загнать людей на дно. Экономический кризис (еда) и повышение тарифов (жилье) были уже успешно пройдены. Теперь нас гонят в самый низ – личную (не)безопасность. Воздействие оказывается с двух сторон – внешней и внутренней. Внешние угрозы в виде агрессии РФ стали постоянной темой повестки дня. Остается внутренний фактор опасности для жизни – преступность. Она растет и играет на руку власти.

Страшная динамика

Преступность в Украине набирает обороты и останавливаться не собирается (См. ТАБЛИЦУ). Мы наблюдаем устойчивый рост преступлений — за 2015 год на 6,8%.  Квартальные данные 2016 года фиксируют ускоряющуюся динамику +18,2%.

Обращает внимание на себя стремительное увеличение преступлений против собственности — на 30% за последние три месяца, в частности, краж на 33,3%.

Как следствие материальные потери государства и граждан составили в 2015 году 7 млрд грн. К слову, если посмотреть на эту цифру через призму потерь только в банковском секторе, то эта цифра уже не кажется большой.

Не лучшая ситуация складывается и в Киеве. По результатам первого квартала  столичной полицией зарегистрировано 30 851 заявление и сообщений о совершении правонарушений, что на 45% больше, чем за тот же период 2015 года.

С подробными статистическими данными можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры. Более важно рассмотреть эти тенденции в разрезе причин и последствий.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2016-04/29/W8ArRO0tVAMkVISz/image/1.jpg" />

Почему преступность подняла голову

Среди роста преступности, можно выделить следующие причины:

1.Ухудшение экономической ситуации

Падение украинской экономики носит обвальный и всеохватывающий характер. Как следствие – сокращение благосостояния, обесценивание денежной единицы на фоне стремительного уменьшения доходов, сворачивание рабочих мест, неспособность государства социально защитить людей. Эксперты утверждают, что увеличение безработицы на 1% влечет за собой рост преступности на 5-6%. В Украине по данным Госстата, количество только официальных безработных в нашей стране с 2013-го по 2015 г. выросло на 2%, до 9,5%. Но это только официальные цифры в реальности цифры больше на порядок, плюс следует учесть скрытые формы безработицы.

2. Военные действия

Военный конфликт на Востоке страны привел к ряду негативных факторов, стимулирующих преступность. Во–первых, это увеличение количества незарегистрированного огнестрельного оружия на руках населения. Во–вторых, — инфляция ценности человеческой жизни и прав личности (в том числе имущественных). Также следует в этом пункте учесть критические объемы внутренней миграции людей, пострадавших от военного конфликта. Они увеличивают социальную нестабильность, описанную пунктом выше.

3. Низкий авторитет и слабость власти

Истории с незаконной добычей янтаря, вырубками леса, попытками выстраивать параллельные государству социальные системы демонстрируют утрату власти своей базовой функции – контроля. Страна попросту неуправляема. К объективной слабости управления, добавляется низкий авторитет власти и доверие к ней со стороны народа. Власть теряет субъектность и не может эффективно управлять. Безнаказанность провоцирует преступность к еще более дерзким шагам,

4. Деградация правоохранительной системы

Правоохранительная система — это органичная часть государства. Когда все кругом деградирует и разваливается, процесс распространяется на все сферы. Профессионалы еще были в системе в 90-е, они, собственно, и победили бандитский беспредел. Потом они его заменили собой. Когда система разложилась, она уже была не способна сопротивляться преступности, поднявшей голову с начала экономического кризиса. Фактичеки, полиция выполняет декоративную, в чем-то профилактическую функцию. Но самую сложную работу, связанную с расследованием, агентурной работой, борьбой с организованной преступностью и т.д. выполнять сегодня некому. С 2013 года раскрываемость ухудшилась на 20%. Убийств раскрывается лишь 12%.К примеру, на Тернопольщине число нераскрытых разбойных нападений выросло в восемь раз, в Харьковской, Хмельницкой, Херсонской и Черкасской областях — в три.

5. Несистемное реформирование МВД

В ходе реформы в МВД произошли масштабные сокращения, и до конца года в правоохранительной системе останется не более 152 тысяч полицейских (было 180 тысяч). На них ложится в 10 раз больше нагрузки. Переаттестация сотрудников вызвала волну споров.  Особенно когда старые прожженные коррупционеры остаются на местах, а опытные оперы уходят.В декабре МВД сообщило, что уже 80% руководства бывшей киевской милиции не прошли все этапы аттестации. К слову, в Киеве на одного следователя приходится до 500 уголовных производств.

6. Амнистия и закон «Савченко»

Многие поспешили обвинить во всплеске преступности принятие парламентом так называемого «закона Савченко», который предусматривает засчитывать срок, проведенный в изоляторе, за два. Дискуссия вокруг «закона Савченко» не так однозначна на первый взгляд. Изначально закон был направлен на большую гуманность правоохранительной системы Украины, где из тюрьмы могут выходить лозинские и зварычи, а простые люди при недоказанной вине должны гнить годами. Этот закон был попыткой исправить ситуацию, а если государство не способно адекватно проводить расследование и обеспечить справедливый суд, то не вина граждан в этом. По крайней мере, не прямая. В Украине еще действует сталинская 391 статья уголовного кодекса «злостное неподчинение администрации», с помощью которой человека можно держать в тюрьме пожизненно.

7. Атака на полицию

Патрульная полиция  стала «витриной» реформ. Новые машины, новые зарплаты, новые люди. Но в последнее время на патрульную полицию пошла информационная волна негатива. Новости, одна хуже другой, ложатся плотным рядом:

 — Полиция помогает титушкам восстанавливать снесенный протестующими забор на Позняках во время конфликта местных жителей с застройщиком. Более того – пытается задерживать протестующих граждан.

— В Киеве задержали командира роты патрульной полиции Киева за присвоение 11 тысяч долларов.

— У метро «Дорогожичи» на пешеходном переходе, нарушая правила дорожного движения, патрульный автомобиль полиции насмерть сбил женщину.

-В сети опубликована служебная переписка, которую обнародовал бывший полицейский Андрей Охота. Речь идет о старых методах постановки и выполнения планов по взысканию штрафов с нарушителей.

В результате позитивные изменения размываются, народ начинает откровенно потешаться над полицейскими. Подобные новости будут появляться все чаще, недовольство граждан возрастать. Очевидно, новостная волна умело управляется и разгоняется.

После переформатирования правительства свое кресло сохранил Арсен Аваков, правая рука Арсения Яценюка в Кабмине. Реформы в МВД были одним из немногих козырей бывшего премьера, но как видно из статистических результатов, не сильно удачная.

Желание реформировать МВД похвальны. Но реформировать отдельную часть госудраственной системы невозможно. Тем более полицию, тем более при полном «завале» на фронте прокуратуры и судебной системы. Одними деньгами и новыми патрульными машинами ситуацию не решишь.

Существуют и альтернативные способы.

Среди ассиметричных способов борьбы с преступностью можно рассмотреть вопрос легализации короткоствольного огнестрельного оружия, введения альтернативных форм работы с некоторыми формами преступности. Например, в парламенте первое чтение прошел законопроект о детективной деятельности, который уже около 10 лет блокировался лоббистами от МВД. Также можно поднять вопрос расширения прав местных территориальных общин, разрешив им создавать муниципальную милицию.

Сегодня люди потеряли не только доходы, у них отобрали возможность делать сбережения и надежно сберегать их. В банк нести страшно, в квартире под матрасом тоже небезопасно. Если на улице бушует преступность, не до гражданской активности. Ни это ли добивается власть?

Такая тактика может быть эффективной некоторое время, но не забываем – авторитет власти и доверие к ней остается нулевым. Значит, открывается широкое поле для реализации варианта жесткой диктатуры – у людей уже растет запрос на сильную руку.

У «сильной руки» есть свои достоинства в контексте быстрых и эффективных реформ по образцу Сингапура, Чили и даже Южной Кореи. Но и риски негативного сценария не меньше. 

Читайте также по теме