Ухватиться за «Молодость»

Принять участие в кинофестивале с именем и статусом —  то важное, что может сделать режиссер для своего творения. Когда тысячи искусственно подогретых словом «фестиваль» зрителей с искусственно подогретым интересом к фильмам попадают в помещения кинотеатров, избежать даже мизерного внимания не удается ни одной из представленных на мероприятии лент. Киевский международный кинофестиваль «Молодость» не стал исключением и предоставил возможность украинским творцам и их кино наконец-то найти свою аудиторию.

face="Times New Roman, serif">
size="4">«Больныесукалюди» и тайна очаровательной лягушки

В программу фестиваля вошли и короткометражные фильмы украинских режиссеров (в том числе анимационные), и две премьеры игровых полнометражек. Однако, несмотря на украинское происхождение, почти все кинорабόты были русскоязычными.

Во время презентации 15-минутной картины «Кросс» украинки Марины Вроды, которая получила главный приз в номинации «Короткометражные фильмы» Каннского кинофестиваля, в зале почти не было свободных мест. Ленту включили в международную конкурсную программу короткометражек «Молодости», поэтому кроме Вроды свои работы в тот вечер представили еще 5 режиссеров. И лента «Кросс» оказалась не лучшей из них. История о школьнике, который во время урока физкультуры увидел чуть ли не все главные недостатки общества не впечатлила ни оригинальностью сценария, ни талантом актеров (хотя и не профессиональных).

В целом много украинских художников, принимавших участие в «Молодости», в своих фильмах сделали ставку на социальные проблемы и лишь некоторые из них сделали это ненавязчиво. Документальная картина «Больныесукалюди» режиссера Юрия Речинского принадлежит ко вторым. В ней показаны будни нескольких наркозависимых бездомных подростков. Лента не имеет целью просто вызвать жалость или возмущение. Она демонстрирует, что даже представители низшего звена общества умеют дружить и делиться последним с теми, кто живет рядом. Но основной идеей фильма является утверждение того, что в любой ситуации человек имеет выбор, поэтому в конце фильма некоторые из героев решают лечиться от зависимости, другие продолжают двигаться уже привычным путем.

«Священный огонь» Эрика Норкрооса — также документальный. В нем говорится о бывшем участнике украинского коллектива «Гайдамаки», который переехал жить в Эстонию и создал там украиноязычную группу «Свята ватра». В сюжете — семидневная поездка музыкантов в Украину, в идею ленты, в частности, заложена важность национальной самоидентификации человека.

Из короткометражных фильмов стоит упомянуть анимационную картину «Царевич и тайна очаровательной лягушки». Это оригинальный и веселый мультик — студенческая работа Натальи Скрябиной, к созданию которой автор подошла достаточно креативно. Результат — дружный смех в зале и аплодисменты.

Игровая зависимость и футбольная Мекка

Важными событиями «Молодости» стали презентации полнометражных фильмов украинского производства — «Гамер» и «Rock'n'Ball». Но если первый из них собрал не более половины кинозала, то второй показывали при аншлаге — зрители сидели даже на ступеньках.

«Приятно, что «Украинская премьера», которая является для нас очень важной секцией, вызывает такой интерес и верю в то, что наступят времена, когда украинские фильмы будут пользоваться таким же спросом и в обычной дистрибуции», — заявил во время презентации «Rock'n'Ball» директор «Молодости» Андрей Халпахчи. Как отметил продюсер картины Максим Оноприенко, Халпахчи стал одним из первых, кто поддержал идею создания фильма.

В кинокартине говорится о 10-летнем Диме — мальчике-сироте из Макеевки, который увлекается футболом. Он мечтает попасть в городскую футбольную школу, однако для этого должен явиться на собеседование вместе с отцом. Собственно приключения, которые пришлось пережить главному герою во время поисков «отца на один день», и легли в сюжет кинокартины. Впечатление при просмотре портили мысли о вероятной «заказушности» ленты: кроме того, что события развиваются на Донеччине, финальная сцена снята во время матча «Динамо» — «Шахтер» на «Донбасс Арене». Причем именно капитан «Шахтера» Дарио Срна вышел на поле, держа Диму за руку. Однако продюсер киноленты утверждает, что денег фонд Рината Ахметова на съемки не давал, а помогал лишь организационно. Футболисты, по словам Оноприенко, за появление в кадре гонораров также не получали.

«Если Меккой кино является Голливуд, то у нас футбол наиболее развит в Донецке», — так объяснил Оноприенко выбор места съемок. Он также отметил, что работа над фильмом началась 3 года назад и то, что лента появилась в преддверии чемпионата Европы по футболу — лишь стечение обстоятельств, которое дистрибьюторы телеканалов уже решили использовать в качестве маркетингового хода. Кстати, как признался Оноприенко, права на телевизионный показ «Rock'n'Ball» в Украине принадлежат ТРК «Украина». Однако когда именно телеаудитория сможет увидеть ленту пока не известно: сейчас в планах продюсеров — участие фильма в конкурсных программах международных кинофестивалей, а также прокат в кинотеатрах Европы и Украины (в России собираются показать только на телевидении).

Еще одной украинской премьерой стал фильм «Гамер» (Gamer) режиссера Олега Сенцова. В основе сюжета — история юноши, который увлекается компьютерными играми и мечтает стать лучшим из «геймеров». Однако близкие главного героя не слишком одобрительно относятся к его хобби, ведь оно плохо влияет на успешность парня в учебе. То, что подростки в кадре много пьют, курят и, очевидно, имеют игровую зависимость, а также сама развязка сюжета указывают на социальный подтекст, заложенный в идею киноленты.

Авторы фильма прибегли к успешному приему, включив в саундрек несколько популярных песен известных среди молодежи рок-групп, однако качество звука при показе могло бы быть и лучше.

Как рассказал Олег Сенцов, сейчас ведутся переговоры об участии «Гамера» в «серьезных международных фестивалях», далее ленту планируют запустить в украинский и российский прокаты и показать по ТВ. Однако каких-то конкретных договоренностей производители фильма еще не достигли.

Если же говорить о кинофестивале «Молодость», то он, с одной стороны, открывает украинским режиссерам дорогу к зрителю, с другой — дает возможность украинцам ознакомиться с национальной киноиндустрией, о которой они только слышали, на которую через налоги отдавали свои деньги и работы которой почти не видели. И хотя среди нынешних фестивальных премьер не было лент, профинансированных из Государственного бюджета Украины, учитывая амбициозные заявления и обещания руководства Госкино, можно говорить о вероятности того, что в 2012 году они таки появятся. Или все же обещанного три года ждут?

Читайте также по теме