Андрей Кислов
17:00 22/12/2016

Украина-2017: Три шага к полицейскому государству

Государство сможет пользоваться базами данных «ПриватБанка», для финансового контроля. Создаются новые правоохранительные органы, судебная власть. По экспертному мнению судебная власть теряет независимость.  А непрофессионализм правоохранителей, дескать , лишь на руку власти – делает их покорными.

Шаг 1 Тотальный контроль

В ночь со вторника на среду в Верховной Раде были внесены изменения в Налоговый кодекс, среди которых значится создание финансовой полиции вместо налоговой милиции. Это-не простое переименование. Новая структура, закон о которой еще не принят, получит новые функции.

Пока предусматривается администрирование всех баз данных Министерством финансов или госпредприятием при Минфине (вместо Государственной фискальной службы). В нем и будет функционировать новая структура.

Ранее анонсировалось, что орган будет заниматься расследованием финансовых и экономических преступлений, в том числе, связанных с налогообложением. Для того, чтобы оценить объемы налоговых обязательств, можно будет использовать, например, показатели затраченной электроэнергии,  прибегать  к разнообразным источникам: начиная от сведений, полученных от соседей о понесенных расходах и заканчивая информацией, поступившей от финансовых учреждений.

Ввести косвенные методы оценки  обещано в меморандуме с МВФ , в частности, «чтобы выяснить правильность обязательств каждого налогоплательщика по налогам и социальному страхованию».

Примечательно, что в том же меморандуме говорится о национализации крупного банка без указания его названия. А сейчас идет процесс национализации «ПриватБанка» с 20 миллионами клиентов. В частности, клиентами банка являются:  500 тысяч  физических лиц-предпринимателей, 600 тысяч предприятий. А 3,6 миллиона работников получают зарплату через «ПриватБанк», в частности:  2.2 миллиона работников бюджетных учреждений и 1.4 миллиона работников коммерческих организаций.

Таким образом, «ПриватБанк» обладает базой данных охватывающей значительную часть экономически-активного населения.  К банковским карточкам были привязаны телефонные номера их владельцев, поскольку операции требовали подтверждения кодом, высланным на телефон. Потом они к  операциям стали привязывать EMEI (уникальные коды) телефонов.

Сегодня база данных уже государственного банка позволяет знать: номер мобильного телефона и где находится клиент.Где установлен  компьютер, с которого осуществляются заходы в систему банка, какой у него уникальный мак-адрес и через какой ай-пи адрес и через какого провайдера он подключен к Интернету.

По этим данным устанавливается местонахождение клиента, место жительства, отличное от места регистрации. Государство точно знает:  сколько у человека денег, какие у него доходы,  какие покупки совершались в последние годы, что покупалось через интернет. Можно установить даже то, чем питается человек, что он покупает в магазинах, оплачивая покупки карточкой.

Ранее глава Общественного совета при Государственной фискальной службе Виктор Косарчук отмечал, что прежде введения косвенных методов, следовало бы провести налоговую амнистию : «Сначала нужно провести налоговую амнистию, дать людям возможность узаконить все имущество, земельные участки надлежащим образом. Так делается во всем мире, во всех цивилизованных странах. Это позволит тем, кто хочет быть законопослушным, получить имущественные сертификаты. Налоговая амнистия должна длиться на протяжении двух-трех лет»- убеждал он. Но так не случилось.

Шаг 2. Больше органов, шире полномочия

Национальное антикоррупционное бюро, должно получить право самостоятельно снимать информацию с каналов связи («прослушка»,перехват сообщений, доступ к компьютерным системам , контроль корреспонденции- ред. ) и проведения следственных действий под прикрытием.Сейчас для того, чтобы осуществлять снятие информации с каналов информации НАБУ (также как и другие правоохранительные органы) должно обращаться в СБУ. Но предполагается, что Антикоррупционное бюро получит право осуществлять «прослушку»  самостоятельно

 Закон еще не принят, но МВФ выдвинул требование предоставить  право  «прослушки» НАБУ в числе важнейших условий по предоставлению очередного транша кредита. Наряду с принятием госбюджета и национализацией «ПриватБанка».

Примечательно, что  в Украине функционирует как минимум  8 антикоррупционных госорганов.  А в 2017 году должен появиться еще один правоохранительный орган — Государственное бюро расследований. Его создание предусмотрено Уголовно- процессуальным кодексом Украины в срок до 20 ноября 2017 Начало полноценного функционирования бюро ожидается не ранее 1 января 2018. Деньги на его создание уже заложены в госбюджет.

Сначала  планировалось, что ведомство  будет расследовать уголовные производства, в которых фигурируют правоохранители, судьи и высшие служащие (от министров до начальников Главных управлений). Но ими занялось НАБУ.

Затем принятый 12 ноября 2015 закон передал Госбюро функцию досудебного следствия, отобрав его у Генпрокуратуры. Публично подписывая затон в прямом телеэфире Президент Порошенко заявил: «Я подписываю этот закон, тем самым мы начинаем процесс и следствия в прокуратуре уже не будет. Прокуратура будет ограничена только представительством интересов государства в суде». Как ни странно, финансирование Генпрокуратуры после этого продолжает расти.

Примечательно, что когда принимался новый УПК в 2012 году, планировалось, что 98% следствия, будет принадлежать МВД. Остальные 2% — ГПУ, СБУ и налоговой,  делами против высокопоставленных чиновников должна была заниматься Генпрокуратура. Теперь, с появлением новых органов, возникают недоразумения между ГПУ и НАБУ.

А реформа МВД привела к увольнению от 30% до 50% руководящего состава Нацполиции в ряде областей. При этом преступность в стране (по данным ГПУ) за последний год выросла на четверть.Эксперты не исключают, что активность криминала выгодна власти как предлог для усиления контроля над гражданами. А, по мнению народного депутата Олега Березюка, ключевой причиной катастрофической ситуации с преступностью в Украине является желание правящей верхушки полностью контролировать правоохранительные институции.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2016-12/22/PzQir7Y1tGYFYhFX/image/1.jpg" />

Шаг 3. Послушные копы, послушные судьи

Несмотря на ряд трагедий и скандалов (смерть пяти полицейский в перестрелке под Киевом, убийство двух патрульных полицейских в Днепре, трагедия в Кривом Озере, где полицейские убили человека) министр Арсен Аваков продолжает руководить МВД.

Он заявляет, что преступность в стране начала снижаться после повышения зарплат полиции. «Повышенные оклады — реальная оценка труда и рисков — как это не банально — дали эффект. И ответственности добавилось и уважения к своей работе и результатам труда полицейских»- утверждает он.

Министр не отказался от идеи расширения полномочий полиции.

«Презумпция правоты полицейского (сначала подчиняйся -потом обжалуй) – один из инструментов построения системы коллективной внутренней безопасности!». Он утверждает, что  полицейские обладают такими широкими правами в Германии, США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и многих других странах

Однако, эксперты скептичны. Ведь подготовка нового полицейского длится 10 недель (в «старой» милиции постового готовили 18 недель).Губернатор Закарпатья, в прошлом – замминистра МВД Геннадий Москаль заявляет:  «Нового полицейского невозможно научить за три месяца, потому что даже в ПТУ учат два года».

Но именно отсутствие профессионализма делает сотрудников послушными.

«Правящая верхушка хочет иметь у себя подконтрольные правохранительные институции. Когда ты служишь не букве закона, а одному человеку, то ты не выполняешь сам закон…Не секрет, что в Украине вся система правохранительных органов завит от нескольких человек, которых можно пересчитать по пальцам. Поэтому силовики боятся этих людей, а не закона", – говорит нардеп Олег Березюк.

А в памятную ночь со вторника на среду в Верховной Раде был принят закон, который, по экспертному мнению усиливает влияние власти и на судебную систему.Так, президентский закон «О высшем совете правосудия» обеспечит механизмы представления согласия на задержание или арест судей.ВСП будет увольнять судей, вносить Президенту представления об их назначении, привлекать к дисциплинарной ответственности.

Закон принят для реализации судебной реформы, в результате которой, по мнению экспертов, под влияние Президента  попадает судебная ветвь власти. Ведь из процесса назначения судей исключается парламент и их иммунитет существенно ограничен. Хотя судебная система считается самостоятельной ветвью власти согласно Конституции.

Отметим, что государственный строй Украины предусматривает разделение трех ветвей власти. При этом в законодательном органе – Верховной Раде — крупнейшей фракцией является Блок Петра Порошенко. А исполнительную власть осуществляют — глава государства Петр Порошенко и Кабинет Министров  во главе с президентским ставленником Владимиром Гройсманом.

Читайте также по теме