Нынешний – третий по счету за последние две недели – визит в Украину Еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле наверняка запомнится как сторонникам интеграции Киева в ЕС, так и ее противникам. А все из-за странного или, вернее, противоречивого поведения этого европейского чиновника.
Явно изменив своим традициям, Фюле, после посещения Евромайдана и переговоров с «оппозиционерами», отправился в госпиталь МВД, где пообщался с ранеными «беркутовцами», а затем и вовсе прибыл на аудиенцию к Президенту Украины Виктору Януковичу. Подводя итоги своих визитов, Еврокомиссар шокировал противоречивостью выводов. Дипломатично призвав к соблюдению прав человека, он довольно резко заявил, что гранты или кредиты Украина получит только после проведения новых политических и экономических реформ. Отметив, что и участники Евромайдана, и милицейские спецназовцы являются «людьми, достойными уважения», он подчеркнул, что Запад больше не настаивает на проведении в нашей стране досрочных президентских и парламентских выборов. Это насторожило не только маститых аналитиков, но и обывателей.
И вот почему. Фюле известен своей непримиримой точкой зрения относительно возможности сотрудничества Киева с Таможенным Союзом России, Беларуси и Казахстана. Ранее именно с его подачи Европейский парламент принимал ультимативные резолюции, призванные ввести санкции против ряда украинских политиков, а в своих многочисленных выступлениях он неоднократно утверждал, что единственный выход из глубочайшего экономического кризиса для Украины – это масштабное сотрудничество с ЕС. И это ничего, что для такого сотрудничества Верховной Раде необходимо принять целый ряд поистине драконовских реформ.
Кстати, об этих реформах, под рекомендациями которых стояла подпись Еврокомиссара, стоит вспомнить отдельно. Так, например, в свое время в качестве первого транша кредита в $15 миллиардов Международный валютный фонд потребовал реформировать пенсионную систему, подняв на целых пять лет возраст выхода на заслуженный отдых. Дальше – больше. Не заплатив и части обещанного, Европа «настоятельно рекомендовала» провести радикальные изменения в украинской медицине, и сразу же после этого «взялась» за систему ЖКХ. Все знают, к каким печальным последствиям привели пресловутые изменения.
На сегодняшней пресс-конференции в Киеве Фюле, словно вспомнив о напутствии, данном ему в Брюсселе и Страсбурге, сообщил, что Международный валютный фонд в частности и Запад в целом «по-прежнему обещает» оказать Украине материальную помощь. Но для этого тому же Киеву нужно провести еще одну – Конституционную реформу. И, словно поняв бессмысленность такого совета (Еврокомиссар его ранга не имеет права выступать с подобными рекомендациями, не «посоветовавшись» с Европарламентом), пошел, что называется, на попятную.
Он подчеркнул, что ЕС не будет напрямую вмешиваться в избирательный процесс в Украине (а ведь еще два месяца назад выступал за отставку украинского правительства), не станет настаивать на подписании Соглашения об ассоциации (а накануне Вильнюсского саммита предлагал педалировать этот процесс). И вообще — он заметил, что лидерам украинской оппозиции, «которая не всегда контролирует ситуацию, нужно осудить все радикальные действия, сопряженные с насилием» (ранее комиссар утверждал, что лидеры протестных выступлений пользуются у народа бесспорным авторитетом). Дескать, после посещения госпиталя Министерства иностранных дел, Фюле убедился в том, что насилие на улице Грушевского применяли не только «беркутовцы».
Поначалу у многих обозревателей – как украинских, так и западных – сложилось впечатление, что европейский гость просто занял выжидательную позицию. И это не мудрено: сейчас Фюле явно ждет новостей из Вашингтона, куда для решения «украинского вопроса» с главой МВФ Кристин Лагард отправилась Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Кэтрин Эштон. Возможно, этим и объясняется тот факт, что западной формуле «реформы в обмен на кредиты» в ходе сегодняшней пресс-конференции он не изменил. Однако, с другой стороны, он уже проявил собственную инициативу, встретившись с руководством украинской милиции и запланировав очередную встречу с Виктором Януковичем и несколькими исполняющими обязанности министров. По некоторым данным, такого в рабочей программе пребывания, разработанной в кабинетах брюссельской власти, не было.
«Вероятно, проявляя такую инициативу, Фюле пытается доказать свою состоятельность, как дипломата, — предположил в комментарии ГолосUA американский политолог и блоггер Уильям Коннолли. – Эти действия похожи на своеобразный пасьянс – если он сложится, Еврокомиссар сможет рассчитывать на уважение как украинцев, так и собственных коллег».
А ведь и вправду – что-то от пасьянса здесь есть. В очередной раз напомнив о реформах, он переключился на вопросы глобальной безопасности, соблюдения прав человека и обеспечения беспрепятственной работы журналистов в Украине. Слишком много тем пытается охватить конкретно взятый европейский чиновник, не правда ли?
Как бы там ни было, а свой окончательный отчет по Украине Фюле представит лишь по возвращению в Брюссель. И, естественно, после консультаций с баронессой Эштон. Затем свое слово скажут Европарламент и Еврокомиссия. От Украины в этом контексте уже мало что зависит.