Миссия МВФ плодотворно поработала летом в Киеве над изучением налоговой системы Украины и составлением соответствующих рекомендаций. Но только сейчас общественность получила возможность ознакомиться с результатами работы международных банкиров. Закономерно, что отчет вызвал живой интерес и дискуссии в экспертном сообществе.
МВФ-терапия
Иначе и быть не могло – Международный валютный фонд для Украины сегодня имеет большее значение, чем Кабмин, Верховная Рада и НБУ вместе взятые. Он формирует экономическую политику нашей страны, а значит, воздействует на политические процессы.
Отчет МВФ интересен не цифрами и рекомендациями — он позволяет понять логику наших кредиторов, способ их мышления, глубину понимания украинских проблем.
МВФ создавался как инструмент финансового влияния на уровне всего мира. Эта англо-саксонская структура руководствуется четких набором правил и инструкций, превращаясь в прокрустово ложе для слабых экономик.
Никакого внимания к контексту, местным уникальным особенностям и национальным интересам. Только четкие фискальные и макроэкономические показатели и не важно, какой ценой они будут достигнуты. Иначе никаких денег.
Грубо говоря, МВФ подобен врачу, который пытается сбить вам высокую температуру любыми медикаментозными средствами, полностью игнорируя воспаление легких – причину температуры. Не важно, что вы при этом можете умереть, главное чтоб на термометре перед смертью было 36,6.
МВФ не стоит демонизировать – за государством всегда остается право подчиниться или отказаться от услуг фонда. С другой стороны их тоже можно понять – вникать в особенности политических и экономических хитросплетений Украины дело хлопотное и бесполезное, проще отформатировать систему под свои стандарты.
Бой с тенью
Первое, что следует понимать, рассматриваемый документ морально устарел, так как был написан до внесения изменений в Налоговый кодекс Украины перед самым новым годом.
И, несмотря на обрушившуюся справедливую критику на правительство, эти изменения были настоящим компромиссом между министром финансов Натальей Яресько и общественностью – многие пожелания МВФ были отвергнуты. И обратите внимание – МВФ особо не обиделся, что говорит о возможности торговаться с этой организацией и успешно отстаивать свои интересы. Было бы желание.
Одной из фундаментальных проблем экономики Украины является ее полутеневая структура. Когда половина денег и рабочей силы неподотчетны государству и ее налоговой системе, страдает не только бюджет, такое государство уже и не является государством по своей сути. Оно становится территорией анархии, со всеми вытекающими последствиями деградации, коррупции и дальнейшего распада.
Теневая экономика, к слову, имеет и светлую сторону – она позволяет элементарно выживать населению, у которого нет ни надежды на помощь со стороны государства, ни веры в то, что налоги не будут разворованы.
Не забываем также, что за последние 20 лет население Украины стремительно сокращалось (с 51,6 млн в 1993 году до 44,6 млн в 2015 году), причем во многом за счет трудоспособного населения, покидавшего Украину. Увеличение налоговой нагрузки на оставшуюся рабочую силу, также служило причиной уклонения от налогов. Поэтому головной болью всех правительств Украины была задача уменьшения теневого сектора экономики и увеличения бюджетных поступлений.
Делайте взносы, господа
Формальная причина ухода бизнеса в тень – высокие налоги, прежде всего на фонд оплаты труда (единый социальный взнос). Напомним, что за счет ЕСВ финансируется четыре разных социальных выплат – по безработице, по несчастным случаям на производстве, временной нетрудоспособности и самая главная статья расходов – Пенсионный фонд. На последний уходит средств в 8 раз больше, чем на первых три вместе взятых.
До конца 2015 года он достигал 40%. К нему добавлялись 15% подоходного налога и 1,5% военного сбора. Радикальное сокращение ЕСВ по идее украинских реформаторов, позволило бы простимулировать бизнес вернуться в «белую» экономику. Но одной веры мало. Бюджет требует четких гарантий, что в нем после первоначального сокращения поступлений, останутся деньги на пенсии и социальные выплаты. Собственно в этом и заключалась дискуссия между председателем парламентского комитета по налоговой политике Ниной Южаниной, которая хотела резко уменьшить налоговую нагрузку, и министром финансов Натальей Яресько.
МВФ и Наталья Яресько не верили в чудо волшебного перехода украинского бизнеса на светлую сторону, но вынуждены были пойти на компромисс и ослабить фискальную хватку.
Как показывает отчет, МВФ не выступал против снижения налоговой нагрузки на украинские зарплаты, более того, он считал такой шаг обоснованным, но при соблюдении ряда условий:
— радикального сокращения налоговых преференций для физлиц предпринимателей, которые фактически превратились во внутренний офшор;
— увеличения косвенных налогов – НДС (включая на лекарства) и акцизов (алкоголь, табачные изделия, топливо);
— внедрение прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан;
— увеличение налога на прибыль (хотя, как признает сам фонд, сбор этого налога в Украине минимальный).
При этом МВФ справедливо подчеркивал, что сокращение теневого сектора экономики требует не столько формальных уменьшений налогов, сколько комплексного подхода в реформировании самой налоговой службы, улучшения доступа населения к финансовым услугам и улучшения качества социальных выплат.
В период с 2007 по 2012 год около половины стран входящих в организацию экономического сотрудничества и развития понизили ставки единого социального взноса, а половина наоборот – повысила. Благодаря комплексным реформам теневая экономика уменьшилась в обеих группах стран, независимо от установленных ставок.
Иными словами фонд прямо указывает нашему правительству – люди только тогда выйдут из тени, когда поймут, что благодаря своим отчислениям получат нормальную пенсию и социальную защиту. Совсем прямой перевод – воруйте меньше.
Что хотел МВФ?
Второй момент, на который справедливо указывают чиновники фонда,- запутанность налогового законодательства. Оно порождает коррупцию, и как следствие выдавливает бизнес в тень.
Сам Пенсионный фонд Украины превратился государство в государстве, давно требующий аудиторской проверки. Уже давно витает идея, и МВФ с некоторыми оговорками ее поддерживает, финансировать пенсии прямо из госбюджета.
В некоторых случаях МВФ, в своем отчете проявлял вопиющую наивность, в частности, в вопросе применения статистических данных. За 5 лет с 2010 года ситуация не просто изменилась, она стала фундаментально иной, а фонд пишет, что Украина по коэффициенту Джини (указывает на степень разрыва доходов между богатыми и бедными) сопоставима с Данией.
В то же время, МВФ здраво указывает на несправедливость единой ставки налога на доходы для всех категорий населения. В этом случае в накладе остается средний класс и в лучшем положении богатые группы. Налог на доходы должен быть прогрессивным.
В своем отчете МВФ намекает Украине на необходимость либерализации трудового законодательства, а именно – упростить процедуру увольнения персонала, уменьшить выходное пособие, ограничить действие коллективных договоров. Судя по содержанию принятого в первом чтении Трудового кодекса, парламент пошел в этом вопросе навстречу фонду.
Одним из главных «зол», по мнению МВФ, стимулирующих теневую экономику, является свободный оборот наличных средств. Предприятиям, которые имеют дело с наличкой (торговля) легче вести теневой бизнес и платить зарплату сотрудникам в конвертах. Можно с уверенностью утверждать, что министерство финансов Украины и дальше будет прилагать максимальные усилия по переводу расчетов в безналичную плоскость, как это повсеместно принято в Европе. От налогообложения уйти в таком случае будет сложнее.
Желающим спрятать деньги на зарубежных счетах тоже придется не сладко, так как Украина, по словам МВФ, «поддерживает текущие международные усилия, направленные на расширение та многостороннего обмена информацией в целях налогообложения». Мир тесен. МВФ не был против снижения социального взноса Украиной. Но какой ценой?
Крайними назначили граждан
Ценой переноса фискального давления с прямых налогов на косвенные или с работодателя на работающего. Плательщиками НДС являемся мы – граждане. МВФ предлагает его увеличивать, так как один процентный пункт НДС дает в бюджет дополнительно 7 млрд гривен (0,4% ВВП).
Особо цинично выглядит предложение МВФ увеличить НДС на лекарства с 7 до 21%, что позволить увеличить бюджетные поступления еще на 20.1 млрд гривен.
Это как раз пример формального подхода к ситуации – МВФ с фискальной точки зрения прав, при условии достаточных доходов граждан. В том, что наши пенсионеры живут на нищенские пенсии виноват не МВФ, а наше правительство. Думать об украинских стариках не входит в функции валютного фонда.
К счастью, парламент не пошел на такой откровенный геноцид и с нового года НДС на лекарства не повысили. Но вот от другого удара по кошелькам, никто нас спасать не собирается. Речь идет об акцизах. Доходы от них в 2014 году составили 8% всех налоговых поступлений и будут расти. Акцизы вырастут для пива в 2 раза, водку на 50%, слабоалкоголку в 3 раза, сигареты – на 40%, бензин — на 12%. Увеличивать акцизы правительству помогает гуманная пропаганда о здоровом образе жизни.
Ростки надежды
Итак, правительство радикально уменьшило в 2016 году единый социальный взнос с 40 до 22% (при допуске МВФ в 28%).
Уже февраль и робкие позитивные изменения появились. Потери для бюджета не оказались критичными и поступления от ЕСВ снизились лишь на 12,6% или на 1,5 млрд грн. Доходы от подоходного налога выросли на 35% (плюс 1,7 млрд грн.) . Общий баланс января 2016 к январю 2015 составил плюс 200 млн грн. Прошлогодний пессимизм МВФ был посрамлён?
Если говорить о сегодняшней риторике МВФ, то она из экономической плоскости давно перешла в политическую.
«При отсутствии усилий проводить реформы в государстве и бороться с коррупцией, трудно представить, что программа поддержки МВФ будет продолжаться и будет успешной», — заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.
Даже у главного спонсора Украины лопнуло терпение…