За год до двадцатилетнего юбилея провозглашения Независимости, Украина имеет шанс утратить самостоятельность в экономической сфере. Уже сейчас каждая строчка в бюджете страны и каждый шаг правительства проходят предварительное согласование в Вашингтоне, в офисе МВФ. С первого кредита МВФ осенью 2008 года дефицит Пенсионного фонда вырос с 14 млрд. грн. до 60 млрд. грн. Аграрии лишились дотаций. Малый бизнес получил удар Налоговым кодексом. Политики молчат и только коммунисты требуют остановить безумную карусель получения малых денег большой ценой…
С чем можно сравнить ситуацию, в которую попала Украина, связавшись с МВФ? Представьте, что вам очень нужна работа. Вы ищите и находите. Зарплата низкая. Она не обеспечивает возможности прожить. Но в дополнение к этому работодатель еще и запрещает вам подрабатывать, помогать родителям, выращивать овощи на огороде и продавать их на рынке. Он запрещает все. Разрешает только продавать свои вещи и немного брать в долг. Да еще у тех, на кого он укажет, и под их условия.
Как вы будете выживать? Да никак. Первое время на старых запасах, «подкожном жире». А дальше, когда в холодильнике ничего не останется, тогда… Нет, об этом лучше не думать.
Примерно, такой же позиции придерживается и наше правительство. Оно старается не думать, что будет завтра, когда скудные «гранты» от МВФ закончатся, а осуществленные ради них реформы заведут страну в тупик.
По сути все, что сейчас делает власть – это движение по маршруту, навязанному МВФ. Хочешь $1 млрд. на покрытие дефицита бюджета? Тогда начинай с 10 декабря повышение пенсионного возраста, вводи до конца года штрафы за долги по квартплате, опять повышай цены на газ в апреле 2011 года. Не выполнил «домашнего задания», будешь наказан.
Т.е. собственной экономической политики у нас уже нет. Незаметно утрачивается и политическая независимость. Власть настолько боится огорчить Международный валютный фонд, что готова пожертвовать собственным народом.
Принятие Налогового кодекса в его нынешнем варианте, убийственном для малого бизнеса – это ведь тоже часть надиктованных нам условий. МВФ считает, что не надо давать спуску мелким украинским предпринимателям. Ведь они, в отличие от крупных банков, не берут кредиты за границей и потому в них не заинтересованы финансовые акулы Запада.
При этом малый бизнес, если он производит что-то хорошее, может стать опасным конкурентом таким же предпринимателям из Европы и Америки. Сначала вытеснит импорт на своей территории. А потом может выдвинуться и на мировую.
Вот поэтому украинскую продукцию, с одной стороны, всеми правдами и неправдами не пускают за границу. Несмотря на то, что в ВТО Украина вступила и все кабальные условия соглашений приняла. С другой – по указанию МВФ, давят здесь налогами и запретами на государственные дотации. Особенно это касается аграрной сферы.
Сельское хозяйство – один из основных локомотивов, который мог бы вывести Украину на ведущие позиции в мире. У нас есть для этого все природные и человеческие ресурсы. Нет одного – государственной политики, направленной на реальное развитие аграрного сектора.
В Европе на сельское хозяйство идут огромные суммы. Расходы на аграрные субсидии составляют 40% всего бюджет ЕС (120 млрд. евро в год). Это около 50 млрд. евро. В Соединенных Штатах Америки, которые являются главным акционером МВФ, на 25 тысяч собственных фермеров ежегодно расходуется около 4 млрд долларов субсидий. Это, примерно, по 160 тыс. долларов в год на каждое фермерское хозяйство.
Вместе с тем от Украины требуют одного: не тратить деньги на развитие аграрного сектора, а заставить его выживать только одним способом: с корня продавать всю выращенную продукцию оптовикам, как правило, под вывоз за границу. Не случайно, большая часть работающих в Украине крупных зернотрейдерских компаний – это транснациональные структуры, нередко с американскими корнями.
Они предлагают крестьянам невыгодные цены и условия. Ставят в зависимость от долгов и поставок в рассрочку дорогостоящей импортной техники. Причем, завозят ее под гарантии украинского правительства, которые засчитываются в общую сумму госдолга. А наши предприятия, которые могли бы обеспечить село качественной техникой отечественного производства, не могут получить государственную поддержку, так как МВФ нам этого не разрешает.
В Меморандуме, который можно прочитать на сайте Национального банка, от имени украинского правительства, сказано:
"На майбутній період ми рішучо налаштовані тримати інші видатки під суворим />
контролем. Ми ухвалили зміни та доповнення до бюджету, згідно яких
видатки, передбачені Законом про бюджет, скорочуються на 16 млрд. грв. У
рамках цього скорочення передбачено: зменшення субсидій різним секторам
економіки, а також скорочення адміністративних призначень для кількох
урядових структур.
Щоб уникнути зростання дефіциту сектору загальнодержавного управління, ми
вживемо заходів для того, щоб (і) всі запозичення, надані Аграрному фонду
згідно Статті 77 Закону про бюджет на 2010 рік, було повернуто до бюджету до
кінця грудня 2010 року"…
Эти слова из «клятвы в верности МВФ», по сути, содержат приговор и украинскому селу, и производителям украинской сельхозтехники. А, если смотреть вперед, то и надеждам на экономический рост.
Судите сами: по признанию власти, дефицит бюджета Пенсионного фонда превысил не 27 млрд. грн., как говорилось раньше, а 60 млрд. грн. А сумма очередной порции кредита МВФ в пересчете на гривны составит лишь около 12,5 млрд. грн.
Более того, есть все опасные предпосылки, что до конца года недостача средств в Пенсионном фонде (ПФ) может достигнуть величины в 70-80 млрд. грн. А уже в 2011 году – не досчитается 100 млрд. грн, т.е. почти половины всего его бюджета.
В своих попытках решить проблему наполняемости Пенсионного фонда Кабмин пошел по самому простому, глупому и нерациональному пути. Повышение пенсионного возраста в условиях экономического кризиса и низкой продолжительности жизни украинцев никак не поможет наполнить Пенсионный фонд.
Даже по самым оптимистичным расчетам правительства, «экономия» средств Пенсионного фонда достигнет только 4 млрд грн, т.е. 3-4% от дефицита его бюджета в 2011 году. Однако такая мера приведет как минимум к двум негативным последствиям: во-первых, увеличению и так высокой безработицы среди молодежи, во-вторых, ухудшению здоровья пожилых украинцев, которые будут вынуждены работать вместо того, чтобы пользоваться возможностью законного отдыха на пенсии.
Мало того, начав с повышения пенсионного возраста для женщин, следующим этапом будет аналогичное повышение для мужчин. Напомню, что сегодня украинские мужчины живут в среднем меньше двух лет после выхода на пенсию. Если они будут выходить на пенсию еще позже, это равносильно работе до самой смерти. Отчисляя больше трети заработной платы в Пенсионный фонд на протяжении всей жизни, украинские мужчины никогда не смогут воспользоваться этими деньгами.
Но что самое обидное и парадоксальное: мизерные суммы подачек МВФ, за которые будет заплачено фактически жизнью украинских пенсионеров, не решают ни одну из проблем, стоящих перед Украиной. Ни дефицит Пенсионного фонда, ни стабильность гривны, ни снижение темпов инфляции и т.д. А при этом обходятся нам слишком дорого, поскольку загоняют страну в рамки, которые не позволяют возвращать долги за счет роста экономики (какой там рост!). Только за счет накопления новых долгов! Взяли новые – отдали старые. Опять взяли – опять отдали.
Но этот процесс не может быть бесконечным. С каждым новым заимствованием проценты по долгам растут. Мы уже тратим на выплату процентов больше, чем на медицину или образование. Для справки: на 16.11.2010 г. расходы на выплату одних только процентов по госдолгу за январь-ноябрь 2010 года составили 12 млрд. грн., на выплату долгов 22 млрд. грн. Всего – более 34 млрд. грн. А на борьбу с туберкулезом в бюджете-2010 (до первого секвестра, проведенного по требованию МВФ) было заложено на весь год только 150 млн. грн. И то эта статья расходов до конца не выполнена. Почувствуйте разницу, как говорится.
Стремительное втягивание Украины в глобальную долговую яму, превращение ее в содержанку мировой финансовой бюрократии, лишают всех надежд на возобновление роста промышленности и ВВП, повышения благосостояния населения. С МВФ мы никогда не будет жить так, как в Европе, потому что Европа не сидит «на игле» и не выполняет указания извне. А вот те страны, которые попытались жить по навязанным правилам, как то Аргентина, пережили самые тяжелые времена в своей новейшей истории и лишились многих природных благ. И прежде всего земли, которой теперь (в счет долгов) владеют транснациональные компании.
Трудно поверить, что партийные лидеры и руководство страны не понимает степень опасности игры на деньги, в которую оно втянуло страну. Но только коммунисты требуют прекращения кабалы МВФ без каких-либо оговорок и компромиссов. Остальные политические силы либо сами замазаны в «кредитной истории» (БЮТ, Регионы и партия Тигипко), либо поддакивают («Наша Украина»-"НУ-НС"), либо молчат (Блок Литвина).
Понимая все катастрофические последствия зависимости от МВФ, а так же то, что власть не имеет собственной воли отказаться от малых денег большой ценой, Коммунистическая партия Украины настаивает на проведении всеукраинского референдума по вопросу сотрудничества с Международным валютным фондом. По словам лидера КПУ Петра Симоненко, «если правительство не в состоянии противостоять давлению МВФ и других международных финансовых террористов, нужно напрямую обратиться к народу и на всеукраинском референдуме определиться относительно запрета сотрудничества Украины с МВФ на таких кабальных условиях».
Логика коммунистов понятна: нельзя менять государство на деньги. Как и нельзя превращать независимость Украины в залог за иностранные кредиты. Хотя бы потому, что выплатить долги и получить залог обратно при таких темпах «кабализации страны» мировым спекулятивным капиталом будет не реально. Платить по счетам своих родителем придется нашим детям, у которых МВФ своими условиями уже забирает будущее…