Несмотря на отсутствие успехов в реструктуризации госдолга, Украина может получить от МВФ очередной транш кредита. По экспертному мнению, Фонд отказался от ключевого требования при условии приватизации госимущества. Однако, эксперты сомневаются в эффективности — активы упали в цене, а аукционы будут проходить по «голландскому методу»…
Реструктуризацию уже не требуют
Президент Петр Порошенко сообщил, что Международный валютный фонд (МВФ) решил предоставить Украине очередной транш кредита в размере 1,7 млрд долларов. «Украина получила 1,7 млрд долларов от МВФ. На этой неделе принято это решение», — заявил Глава государства.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что, не справившись с переговорами по реструктуризации внешнего долга, власти пошли на невыгодную распродажу имущества.
«Премьер, глава Минфина и НБУ написали официальное письмо-обязательство. Скорее всего в рамках этого письма было предложено отменить требование по реструктуризации части украинского внешнего долга, и вместо этого предложили вписать пункт о приватизации государственного имущества. То есть, ту разницу в 15,3 миллиардов долларов (которые нужно реструктуризировать — ред.) хотят покрыть за счет массовой приватизации украинских предприятий», — рассказал экономист.
«Не продать, а забрать»
22 июля Украина направила обновленное письмо о намерениях в дополнение к Меморандуму об экономической и финансовой политике МВФ и украинского правительства. Письмо подписали Президент Порошенко, премьер-министр Арсений Яценюк, министр финансов Наталья Яресько и председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева. «Ожидается, что заседание Совета директоров МВФ может состояться 31 числа. И это даст возможность Украине получить следующий транш в размере 1,7 млрд долларов», — сказал премьер Яценюк.
А 24 июля Президент Порошенко подписал закон, снимающий мораторий на продажу имущества компаний с долей госсобственности не менее 25%. Речь идет о принудительной продаже предприятий, которые имеют задолженность за потребленный природный газ перед НАК «Нафтогаз Украины» и ее дочерними компаниями.
Александр Охрименко отмечает, что в условиях кризиса, активы упали в цене. «Активы можно распродать очень-очень дешево. Здесь даже нельзя употребить слово «продать», было бы точнее сказать «забрать», — отметил он.
«Голландский аукцион»
«Ни одна европейская или американская компания не проявила заинтересованности в покупке украинских активов даже в энергетической отрасли. Об инвестиционной активности сообщает только украинская сторона. Государство пошло по пути сбора средств путем продажи своей доли фактическим собственникам. Олигархи, владеющие акциями предприятий, могут выкупить государственный пакет. Но предложенный механизм, позволяет это сделать по минимальной цене», — говорит Охрименко, выражая сомнение, что 15,3 миллиарда долларов удастся собрать в ближайшее время.
Ранее председатель Фонда государственного имущества Игорь Билоус заявил, что планирует провести ряд аукционов по «голландскому» методу. «Я думаю, что до конца лета вы будете наблюдать продажу объектов по методу голландского аукциона. Это будет бомба в стране, где мы будем пытаться продать объекты, которые мы не могли продать в течение многих лет», – подчеркнул он.
Суть голландского аукциона в том, что вначале назначается максимальная цена. Если никто из покупателей не выражает желания приобрести лот по этой цене, то цену снижают. Покупателем становится тот, кто первым соглашается на названную цену.
Четыре ТЭС, семь ТЭЦ 13 портов, 11 облэнерго…
Кабинет министров утвердил перечень объектов госсобственности собственности, которые подлежат приватизации в 2015 году. Продаже подлежат госпакеты акций 342 объектов, в том числе четырех ТЭС, семи ТЭЦ и 11 облэнерго.
В энергетической отрасли это: «Центрэнерго» — 78% акций, «Донбассэнерго» — 25%, Херсонская ТЭЦ, Одесская ТЭЦ, Николаевская ТЭЦ, пакеты акций облэнерго и горгазов. Так же речь идет о 13 портах, ОАО "Украинское Дунайское Пароходство", Украинская строительная корпорация "Укрбуд" . Подлежат приватизации Сумыхимпром, Одесский припортовый завод.
Среди добывающих предприятий: государственный концерн "Укрторф", обособленное подразделение Шахтоуправление "Нововолынское", ГП "Волыньуголь", шахта "Южнодонбасская», шахта "Димитрова" , Красноармейскуголь, шахта "Центральная","Красноармейскуголь", подразделения ГП "Львовуголь" и другие. «Их дальнейшее сохранение в государственной собственности нецелесообразно», — отмечают в Кабмине.
Второй транш
В пятницу, 24 июля, Украина выплатила купонный доход $120,25 млн по государственным еврооблигациям. Если бы этого не произошло, по истечении 10 дней мог быть объявлен дефолт, дающий возможность держателям всех бумаг потребовать досрочного погашения. Долг Украины составляет около 70 миллиардов долларов, из них порядка 40 миллиардов долларов — внешний долг. Украина в рамках плана погашения задолженности просила кредиторов списать 40% основной суммы долга.
Переговоры о списании части внешнего долга проходили с марта. «В ближайшие 4 года нам надо уменьшить нагрузку на страну на сумму в целом 15 млрд долл.», – заявлял Арсений Яценюк.
От этих переговоров зависело получение второго транша четырехлетнего кредита (около 1,63 млрд долларов). Всего в этом году таких траншей планируется три. Кредитование на четыре года составляет 17,5 млрд долларов. Первый транш в размере 5 млрд долларов Украина получила 13 марта.
Удалось ли избежать дефолта
По признанию министра финансов Наталии Яресько, к концу июня переговоры с кредиторами ( во главе с фондом Franklin Templeton объединяет держателей 8,9 миллиарда долларов долга) зашли в тупик.
Она предупредила, что Украина «теоретически» может объявить мораторий на выплату части госдолга в конце июля, поскольку это право закреплено законом, действующим с 17 июня.
Известный украинский политик, народный депутат II – VII созывов Петр Симоненко считает, что власти завели переговоры в тупик, предлагая кредиторам невыгодные для них условия. «Если власти хотят, чтобы кредиторы пошли на их условия, им должны быть предложены нормальные программы, а инвесторы должны понимать, что у них есть гарантии», — сказал он.
А Александр Охрименко отмечает: «Сейчас в рамках договоренностей мы можем получить 1,7 миллиарда долларов, а дальше будут отслеживать процесс приватизации. Если она соберет 15 миллиардов – замечательно, если же нет – денег больше не будет».