Украина: Подготовка к распродаже последних активов

Пока народ отвлекается на всевозможные шоу, такие как трансляция суда над Д. Фирташем в Австрии, которые имеют весьма отдаленное отношение к жизни обычных граждан, — власти продолжают планомерную работу по распродаже госактивов.

Законопроекты № 1567 и №2464 публично вообще не обговаривались, хотя именно они закладывают основы для массы коррупционных схем по приватизации остатков госсобственности и, в первую очередь, предприятий ВПК, энергорынка и транспорта (аэропортов).

Первый законопроект «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, и некоторые вопросы деятельности объектов, исключаемых из такого перечня», находящийся после доработки на рассмотрении профильного Комитета. Второй, «О внесении изменений в Закон Украины «О приватизации государственного имущества» (относительно механизма приватизации)», внесен в распорядок дня сессии Верховной Рады и вскоре может быть рассмотрен и одобрен.

Чем же они так интересны и что грозит Украине в случае их принятия в том виде, в котором они существуют на данный момент?

Законопроект №1567 содержит не менее пяти противоречивых и потенциально коррупционных норм:

1. Большинство изменений, которые предлагается внести в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» касается ускорения процесса приватизации «Укрспирта» и предоставляет возможность частными предприятиям производить и импортировать этиловый спирт. Тем самым государство потеряет доходы от монополии на производство и продажу спирта. Эти нормы соответствуют интересам алкогольного лобби. Примечательно, что законопроект предоставляет право производить и импортировать спирт субъектами хозяйствования (организациями… зооветеринарного(!) снабжения независимо от формы собственности.

2. Отсутствие в перечне акционерных обществ, государственные пакеты акций которых не подлежат приватизации, четко определенного размера пакета акций, который остается в государственной собственности приведет к тому, что их приватизация может пройти вне контроля Верховной Рады Украины.

3. Преобразование «Нафтогаза» и его дочерних предприятий в государственные акционерные общества является первым шагом на пути их дальнейшей приватизации.

4. Предоставление возможности приватизировать отдельные целостные имущественные комплексы государственных компаний, которые не являются самостоятельными юридическими лицами, приведет к тому, что лоббисты данного законопроекта или их деловые партнеры (возможно и другие желающие) получат право приобрести чистые активы корпораций, оставив государству (и другим покупателям) все долговые обязательства и пассивы  этих самых предприятий. Эта норма сохраняется в течение двух редакций законопроекта, что свидетельствует о сверхважности ее для заинтересованных лиц.

5.  В перечне объектов, не подлежащих приватизации, нет аэропорта «Борисполь», «Харьков». Очевидно, их хотят приватизировать, и как раз эта норма законопроекта привлекла внимание СМИ, но, к сожалению, только эта.

Законопроект 2462 не менее интересен. Его нормы относятся к объектам групп  В и Г. А это стратегические предприятия и предприятия ВПК. Чтобы упростить их продажу и вывести из госсобственности за копейки, нормами законопроекта предлагается исключить из части третьей статьи 184 ЗУ «О приватизации государственного имущества» пункт 4, которым предусматривалось, что перед приватизацией необходимо изучать спрос на акции предприятия и установить их рыночную цену. Для этого существует механизм продажи небольших пактов акций в 5-10%. Именно эту норму и предлагается убрать из законодательства. Если не изучать спрос, продавая небольшие пакеты акций, то есть риск того, что пакеты акций госпредприятий размерами 25% + разойдутся по нерыночным ценам. Очевидно, именно это и является главной целью данного закона, чтобы исключить продажу стратегических предприятий их рыночной стоимости и передать блокирующие пакеты акций в чьи персональные руки (чтобы потом не выкупать пакеты акций у миноритарных инвесторов.

Изменения, которые предлагается внести в пункт 1 части первой статьи 185 ЗУ «О приватизации государственного имущества», направлены на создание условий, когда государственная доля в предприятиях группы В может дробиться и продаваться вне конкурсов, напрямую через биржи без предварительной оценки их рыночной стоимости как и в предыдущем случае.

Вот такая подготовительная работа по приватизации ведется в тот период, когда основное внимание народа отвлекают на политически шоу или скандалы.

Читайте также по теме